Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
19 ЯНВАРЯ - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан    Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 19 января. Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления потому, что во время Крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, воплотившийся Сын Божий крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
   Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. Так же совершаются Царские Часы, Литургия святого Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. В память того, что Спаситель Своим крещение освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду.

Крещение Иисуса Христа

   В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.
   Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал ужерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".
   Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.
   Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
   По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
   Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.
Закон Божий.

Крещение Господа Иисуса Христа
Об истории праздника

   В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
   Начало праздника Крещения восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
   В III веке на праздник Крещения известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
   Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).
Православие и современность.

Крещение Господа Иисуса Христа
О значении крещения Господня

   После возвращения из Египта вочеловечившийся ради нашего спасения Сын Божий Иисус Христос до тридцати лет жил в Назарете в полном послушании у родителей, смиренно скрывая славу Своего божества. Когда пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола, Господь приходит на реку Иордан, чтобы креститься от того, который проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Лк.З,3). Это было, по преданию, ночью, перед рассветом, при значительном стечении народа, принимавшего крещение. Лично до того времени не знавший Спасителя (Ин. 1, 33) Иоанн, увидев Его издали, тотчас, по внутреннему откровению обитавшего в нем Духа Божия, проник в сокровеннейшую тайну божества и, указуя перстом на Грядущего, сказал народу: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (Ин. 1, 29-30). Подойдя к берегу Иордана, Иисус Христос с великим смирением, как простой израильтянин, просил крестить Его. Иоанн Креститель был в благоговейном ужасе: Владыка неба и земли приходит, и покорно склоняет главу, и просит крестить Его. "Мне надобно креститься от Тебя Духом Святым, - говорит Иоанн, - и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3,14). - "Оставь теперь, - смиренно отвечал Спаситель, - ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3,15). Христос, как поет Святая Церковь, облагающий облаками небо, одевающий земнородных нетлением (стихира 3 на "Господи, воззвах..." службы предпразднства Богоявления 2 января), Сам же обнаженный, заходит на глубину Иордана и всем телом Своим погружается в воды его. Обычно Иоанн каждого приходящего к нему креститься погружал в воду до шеи и держал в таком положении, пока тот не исповедовал все свои грехи. Но так как Христос был безгрешен, то не имел нужды долго оставаться в воде. Поэтому в Евангелии говорится, что Он после крещения тотчас вышел из воды (Мф. 3,16). В это время, говорит Святая Церковь, ангельская воинства окружаху во Иордане крещаемого Избавителя, и с трепетом великое таинство воспеваху (9-я песнь 2-го канона на повечерии службы предпразднства Богоявления 3 января). Когда Спаситель вышел из воды и начал молиться, то по Его вседействующей молитве открылось еще более чудное, от сотворения мира небывалое видение: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3,16-17). Дух Божий, снисшедши на Иисуса Христа, пребывал на Нем.

Крещение Господне    Надо заметить, что сущность нынешнего величайшего праздника заключается не только в крещении Христа, но и в Богоявлении. При крещении Иисус Христос явился Богом во плоти и вместе с тем явил нам сокровеннейшую тайну Божественной Троицы.
   Но и помимо этого, крещение Спасителя необычайно важно и многому учит нас. Во-первых, смирению и всецелой преданности воле Божией и Его закону. Мы горды, надменны, а Единородный Сын Божий, живущий во свете неприступном, Творец неба и земли, безгрешный и Всесвятой Бог до такой степени смирил Себя, что принял крещение от Своего создания, раба. Для чего? Чтобы исполнить всякую правду ради нас и ради нашего спасения. О Господи, вдохни Ты и в наши сердца это спасительное смирение, эту любовь, преданность и послушание правде Божией, ибо благ мне закон уст Твоих, Господи, пане тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72).
   По разумению Святой Православной Церкви, Господь крестился, чтобы сокрушить божеством Своим главы врагов наших - невидимых змиев, гнездящихся в воде. Об этом еще в Ветхом Завете предуказал пророк Давид: "Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским" (Пс. 73,13-14).

Крещение Господне    Иисус Христос крестился для того, чтобы смыть водой принятые Им на Себя грехи и скверны всего рода человеческого. "Паки Иисус мой очищается в Иордане, паче же очищает грехи наша" (Стихира 2 на стиховне службы предпразднства Богоявления 2 января). "Всех крещается Благодетель, в водах погружая наше множество безмерных прегрешений". Поэтому Святая Церковь воспевает: "Ликуй, Адаме, веселися, Ево, небо да радуется, людие рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе" (Стихира 4 на хвалитех службы предпразднства Богоявления 2 января). Спаситель крестился, чтобы взыскать погребенный страстями образ Божий в человеке, чтобы обновить и оживотворить поврежденную природу нашу. А для того чтобы открыть возможность каждому из людей усвоить эти благодатные плоды Своего крещения, Иисус Христос прикосновением Святейшего божества Своего к водам иорданским освятил все естество водное: "моря, источники, реки, удолия и лужные места", и через это освящение ныне преподает нам в воде благодать крещения, "Христос явися во Иордане освятити воды" (Тропарь 1-го часа в навечерие Богоявления).

Крещение    По благодати Крещения Христа Спасителя теперь действительнейшим образом, на пользу душ и телес наших, происходит освящение воды, как великое, которое совершается сегодня, так и малое, совершаемое во всякое другое время по нужде верующих. По силе крещения Господа и в христианском таинстве крещения верующим сообщается особая благодать Святого Духа, очищающая их от всякого греха и возрождающая в жизнь духовную, святую. Отсюда следует, что тот, кто не принял святого крещения, остается вне Церкви, для такого закрыт путь к небу, он далек от Христа и вечного спасения.
   Сколько же чудесных знамений, совершающихся при таинстве крещения, описано в житиях святых! Святой равноапостольный князь Владимир ослеп, у него очень болели глаза, но когда он крестился, то прозрел духовно и телесно и в восторге воскликнул: "Теперь я увидел Бога истинного!" В то время, когда были жестокие гонения на христиан, в Риме на сцене театра кощунственно изображали таинство крещения, чтобы посмеяться. И когда над одним комедиантом, имя которого было Генез, совершили обряд крещения и одели в белые одежды, он неожиданно подбежал к императору и воскликнул: "Послушайте, император, и весь двор, и все жители этого города. Всякий раз, когда мне указывали христианина, я чувствовал отвращение и издевался над ним. Я отрекся от своих родителей, потому что они были христианами. Но когда сегодня вода коснулась меня и на вопрос: "Веруешь ли?" - я отвечал: "Верую", то увидел руку, протянутую с небес, и светоносных ангелов надо мною, читающих в книге все мои грехи, совершенные мною с юности; они омыли потом книгу в воде крещения и показали мне ее чистой и белой, как снег. Поэтому веруйте, что Иисус Христос - истинный Бог, через Которого и вы можете получить избавление". Этого исповедника император повелел казнить.
   В таинстве крещения мы дали обет проводить богоугодную жизнь и следовать за Христом. "Все вы, - говорит святой апостол Павел, - во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 27). Это значит, что мы умерли для прежней греховной жизни и родились в новую жизнь со Христом. Празднуя ныне великий праздник Крещения Господня, вспомним, о своих обетах отречения от сатаны и облечения во Христа. Выполняем ли мы эти обеты? Не забыли ли мы о них? Не пренебрегаем ли мы ими? В святом крещении мы, сочетавшись Христу, сделались свободными и чистыми от греха, невинными перед Богом. Но если мы спросим себя, сохранили ли мы благодать крещения, то совесть наша обличит нас в том, что мы не только не сохранили ее, но и еще запятнали свою душу многими грехами. Но не будем сегодня горько сетовать, и предаваться скорби. Ныне небо открыто. Ныне над молящимися в храме веет Дух Святой. Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком (Тит. 2,11). Ныне в душах и сердцах наших слышится голос благоволения к нам, грешным, Отца Небесного. Обратимся с искренней молитвой, к Спасителю нашему, чтобы Он помог нам сохранить благодать крещения и сподобил войти в Свое вечное Царство.
Архимандрит Илия.
Разработка и дизайн сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235