На главную страницуПравославие Волгодонска


Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе

Вознесение Господне

О Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо в книгах Священного Писания сведения сообщаются весьма краткие. Точно и определенно не называется даже место, где произошло это знаменательное событие: "Извед же их вон до Вифании, - повествует св. евангелист Лука, - и воздвиг руце Свои, благослови их. И бысть, егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему и возвратишася во Иерусалим с радостию великою" (Лк. 24. 50-52). "Тогда возвратишася во Иерусалим,- прибавляет тот же богоглаголивый Лука в книге Деяний апостольских, - от горы, нарицаемыя Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь" (Деян. 1,12). Только из сопоставления этих мест, а равно и из того хорошо известного по сказаниям св. евангелистов о последних днях земной жизни нашего Спасителя обстоятельства, что Христос весьма любил Елеонскую гору, каждый день обычно удалялся сюда на ночь ( Мф. 24, 3; 26, 36; Мк. 13, 3; 14, 32; Лк. 21, 37; 22, 39; Ин. 18, 1-2), провел здесь некоторое время даже после тайной вечери, пред Своими страданиями (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26; Лк. 22, 39), оставив здесь большинство учеников и удалившись на молитву в сад Гефсиманский лишь с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном (Мф. 26, 36; Мк. 14, 32), на Елеоне в Галилее Он являлся ученикам по Своем Воскресении (Мф. 26, 32; 28, 7, 10, 16; Мк. 14, 28; 16, 7) и здесь провел и последнюю на земле ночь пред Своим Вознесением на небо, (Лк. 24, 50) - уже исходя из этого становится вполне понятным, что воспоминаемое событие Вознесения Господа на небо, в представлении христиан всех исповеданий, связывается всегда с Иерусалимом и с господствующей над ним достославной горой Елеоном, - местом, где Христос Спаситель любил уединяться и беседовать со Своими учениками о тайнах Царствия Божия и судьбах мира. Предание, идущее от IV в. христианской эры, прямо свидетельствует, что Церковь Иерусалимская Вознесение Господа на небо всегда соединяла с горой Елеонской, которую царственная паломница, св. равноапостольная царица Елена, мать императора св. Константина Великого, украсила в память этого события церковью дивной красоты, построив ее, однако, не на самом месте Вознесения, а над пещерой, в которой Христос часто проводил время и беседовал со Своими учениками (Православный Палестинский сборник. Т. 4. Вып. 2).

Вид на Елеонскую гору от Сионских ворот Иерусалима. На вершине горы - колокольня Русская свеча

Знатная западная паломница IV в. Сильвия Аквитанская (Евхерия тож) место Вознесения обозначает словом imbomon (Православный Палестинский сборник. Т. 7. Вып. 2) и ни слова не говорит о существовании на этом месте на Елеоне особого храма, который становится известен лишь со второй половины V в. (Tobler Т. Itinera Hierosolymitana. P. 53). В этом втором храме - круглой формы, без кровли, на месте Вознесения, - по словам паломника Бернарда, был устроен алтарь для совершения литургии ( Ibid. P. 316), которая служилась здесь торжественно в известные дни года до IX в. включительно, о чем свидетельствует и Святогробский Гипикон 1122 г. (Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во святом Иерусалиме IX-X вв. Казань, 1894. С. 60, 64). Нужно полагать, что и этот храм на горе Елеонской подвергся разрушению одновременно с остальными святынями Иерусалима во время грозного нашествия в 1009 или 1010 г. халифа Хакема. Наш паломник XII в. игумен Даниил, описывая Елеонскую гору, о храме на месте Вознесения говорит следующее: "Вознесение же Господне есть на верх Елеоньския горы, прямо к востоку, и есть яко горка мала, и на той горце был камень кругол выше колена; с того камении вознеслся Христос Бог наш на небеса; и есть место то создано все комарами около, и верх на комарах тех создан есть, яко двор камень кругом, и помощен есть весь дворот мраморными досками. И посреди того двора есть создан, яки теремец кругло, и есть без верха, тако и во дне теремца: и в том теремци, под самым верхом тем непокрытым, лежит каменет святый, идеже стоясте и нозе причистеи Владыки Нашего и Господа. И есть над каменем тем трапеза сделана досками мраморными, и на той трапезе литургисают ныне. Есть исподи под святою трапезою каменет, оделан весь около досками мраморными, толико верх его видети мало, и ту целуют ecu христиане" (Православный Палестинский сборник. Г. 3. Вып. 3. (Вып. 9). СПб., 1885. С. 38-39).

Стопочка - место Вознесения Спасителя на Елеонской горе в Иерусалиме.

Но этот небольшой храм Вознесения, описанный нашим известным паломником игуменом Даниилом, до наших дней не сохранился, а подвергся разрушению - частью в силу политических катастроф и мусульманского фанатизма, а частью от бывших в Палестине неоднократно землетрясений. На елеонский храм особенное внимание было обращено лишь в первой половине прошлого столетия. Представители трех вероисповеданий, греки, армяне и католики, в 1834 г. задумали достопоклоняемое место Вознесения Господня украсить приличным во всех отношениях храмом, но возникшие из-за этого между вероисповеданиями споры, разногласия и даже волнения вынудили оттоманское правительство предоставить одной мусульманской фамилии право выстроить на месте Вознесения нынешнюю мечеть, разложив все расходы по этому делу на представителей разных исповеданий и определив права каждого вероисповедания действующим и по ныне status quo. Ключи от мечети вверены были на хранение муэдзину.

Камень, на котором отпечаталась стопа Господа, окруженный мраморной рамкой.

Мечеть на месте Вознесения - небольших размеров, круглая внутри и восьмигранная снаружи, имеет в окружности 24 шага. Хранит эта мечеть на себе и доселе следы своего прежнего великолепия. Коринфские колонки и изображения кентавров из мрамора, художественного резца, и по сей день украшают наружные стенки ее. Против единственной невысокой входной двери, в полу, имеется обделанный квадратной рамкой из мрамора камень естественной скалы с ясно отпечатавшимся на нем следом левой стопы. Прежние паломники, например, игумен Даниил, видели две стопы на камне, но одну стопу мусульмане отсекли от скалы и перенесли в мечеть Эль-Акса, где ее можно видеть и доселе (Леонид, архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 1873. С. 261-262).

Мечеть окружена квадратным двором, вымощенным булыжником, и огорожена высокими стенами. На дворе, с правой стороны мечети, имеется массивный квадратный камень - остаток храма времен св. царицы Елены, лежащий на восток у стены и служащий православным престолом, и почти по одной с ним линии, но несколько дальше, находятся такие же алтари сирианский, армянский и коптский. Католики во время праздника Вознесения пользуются привилегированным положением и устанавливают престол для богослужения на самом месте Вознесения, в мечети, которую они в этом случае красиво драпируют дорогими тканями. На дворе снаружи мечети католики ставят для совершения месс еще несколько алтарей, прислоненных к стенкам мечети, и две палатки по обеим сторонам ее, пользуясь, по status quo, правом во время крестных ходов обходить кругом всю мечеть и не стесняясь даже тем, что, при совпадении дня Вознесения в церквах восточной и западной (При этом совпадении православные и другие вероисповедания отправляют праздничное богослужение на Елеоне уже после того, как окончат свои службы католики, уходящие с Елеона около 6 часов утра самого дня праздника), к мечети обыкновенно прикрепляются веревки палаток-церквей других вероисповеданий (католики в этом случае прямо отвязывают веревки этих палаток).

Подножие Елеонской горы.

Сюда-то, на Елеонскую гору, к стопе Спасителя, и переносятся в Иерусалиме все празднества в честь Вознесения Господня, привлекая, благодаря теплой прекрасной погоде, не только многочисленных русских паломников, ожидающих дня Святой Троицы, но и местных обывателей-туземцев, и не только православных, но даже и мусульман.

Накануне праздника на Елеонской горе, на дворе вышеописанной мусульманской мечети, с правой стороны ее, над неподвижным каменным престолом, святогробские клирики устанавливают для богослужений полотняную палатку, или, вернее, две палатки, одна в другую вложенные. Внутренняя палатка, круглая, служащая алтарем, имеет один выход, обращенный к западу, а внешняя, четвероугольная палатка, прикрывающая первую, имеет три выхода: на запад, север и юг. Веревки палатки, чтобы ее не срывал ветер во время богослужений, закрепляются за стенки мечети. Кроме этого шатра-церкви греки ставят на дворе, направо от входа в ограду, второй шатер - служебный. Внутри мечети православным предоставляется право поставить у стопы, по бокам святого камня, два подсвечника с горящими на них свечами, а с правой стороны от входа - стол для продажи свеч. Несколько столов ставятся ими и пред входом в мечеть, для записывания имен поклонников, желающих помянуть своих родных и знакомых за совершаемой на Елеоне литургией, и для продажи им просфор, вынимаемых на проскомидии.

Сириане, армяне, копты и абиссинцы, празднующие этот праздник в один день с православными, также устрояют палатки - церкви для своих богослужений. Армяне, помимо всего этого, пользуются правом ставить внутри мечети с левой стороны свой столик для продажи свечей.

Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне в 9:30 часов вечера, по восточному счислению, за 2:30 часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у "стопочки", как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу. По издавна установившемуся здесь обычаю, право продавать восковые свечи в этот день, а равно и в субботу праведного Лазаря принадлежит исключительно православной арабской фамилии Кари, как равно, в свою очередь, на основании того же обычая давности, правом собирать огарки пользуются в этом месте только иноки обители св. Саввы Освященного. Ввиду сказанного богомольцы внутри мечети близ "стопочки" находят сав- винского монаха, который кропит их розовой водой и собирает огарки, и православного араба, продающего им не только необходимые восковые свечи, но и кусочки полотна, в виде следа ноги и иногда с изображением на них стопы Спасителя или даже Вознесения Господня, и оделяющего их цветами, возлагаемыми на святой камень. С ними здесь же находится и армянский инок, который имеет право только возливать на руки паломников розовую воду и продавать свечи (с 1897 г.) армянским богомольцам во время совершения их богослужений.

Церковные торжества в канун праздника Вознесения Господня начинаются великой вечерней в обители, именуемой "Малой Галилеей" (На Елеоне, по преданию, в древнее время находилась станноприимница для пришельцев из Галилеи, прибывших в Иерусалим на праздники. К этому же месту приурочивают явление Иисуса Христа ученикам по Воскресении (см. Мф. 28, 10, 16; Мк. 16, 7), а также и появление, по Вознесении Господа, ангелов со словами: "Мужие галилейстии, что стоите зряще на небо?" (Деян. 1, 11)), построенной стараниями и на средства покойного митрополита Иорданского Епифания, в главной ее церкви, освященной только в 1897 г. За этой вечерней в троне стоит митрополит или епископ, а в малом выходе и в литии для благословения хлебов принимают участие и очень многие городские священнослужители.

За 2:30 часа до захода солнца святогробское духовенство совершает в палатке-церкви близ места Вознесения праздничную вечерню с благословением хлебов, при громадном стечении богомольцев русских, греков и арабов. Пред самым началом как вечернего, так и утреннего богослужений два диакона в священных одеяниях, сделав поклон у трона епископа, идут через северный выход палатки-церкви в мусульманскую мечеть, на место Вознесения, и здесь, по обычаю, принятому на святых местах в Святогробском храме, совершают каждение "стопочки", а затем обходят кругом всю мечеть и возвращаются через южный вход в палатку для обычного вечернего каждения храма и молящихся. Затем вслед за ними туда же отправляются для каждения диаконы армянский, коптский и сирианский и, выйдя из мечети, кадят лишь по северной ее стороне и возвращаются в свои палатки-церкви. Полного круга около мечети не делает ни одно из вероисповеданий, за исключением православных и католиков. По окончании этой вечерни православное духовенство совершает литанию вокруг мечети над местом Вознесения и, возвратившись в палатку- церковь, разоблачается. За православными, в порядке старшинства, совершают такие же литании прочие вероисповедания, но без полного обхождения вокруг мечети.

В пятом часу вечера, по благозвучному благовесту с русской высокой колокольни елеонской церкви во имя Спаса, все многочисленные богомольцы идут отсюда к торжественному всенощному бдению, велелепно совершаемому начальником Русской Духовной миссии, соборне со своими монахами и поклонниками из духовенства. На литию, ввиду громадного стечения молящихся, не вмещающихся в прекрасном елеонском храме, выходят из храма на двор, под сень дивных кипарисов, сосен и масличных деревьев. При пении стихир праздника крестным ходом идут вокруг храма, причем на каждой стороне его произносится одно из литийных прошений.

В 8 часов вечера всенощное бдение в русском елеонском храме оканчивается, и все богомольцы спешно отправляются к "стопочке", к месту Вознесения Господня. Здесь, внутри мечети, у Божественной стопы, святогробское духовенство совершает повечерие до половины, а затем, прервав его, с пением праздничного канона, при колокольном звоне русского храма и обители "Малая Галилея", направляется крестным ходом в малую церковь этой обители, освященную в 1889 г. приснопамятным митрополитом Иорданским Епифанием, к колонне - остатку того храма, который здесь якобы выстроила еще св. царица Елена (на месте нынешней "Малой Галилеи" при раскопках найдены куски колонн, мозаичный пол и обширные цистерны - несомненно, остатки некогда здесь бывших богатых монументальных сооружений) в память явления архангела Гавриила с пальмовой ветвью Пресвятой Деве Марии, за три дня до Ее Успения. Когда процессия, в которой принимают участие только священники - греческие, арабские и русские (поклонники), приходит на место "Viri Galilaei", прочитывается Евангелие о Вознесении Господа, и литания возвращается по большой проезжей дороге обратно к "стопочке" в мечеть, где и оканчивается повечерие. Стол греков уносится из мечети, но в ней неусыпно пребывают до утра и православный араб - продавец свечей, и армянский монах. Свечи, налепливаемые на рамку, окаймляющую святой камень со "стопочкой", горят всю ночь.

Описанное вечернее богослужение на Елеоне с литанией от места Вознесения в обитель "Малая Галилея", тихой теплой южной ночью, освещаемой ярко мерцающими на тверди небесной звездами, при многочисленном собрании народа, шествующего в процессии с пылающими факелами и возжженными свечами, которые держат все в своих руках, при умилительном пении церковных песнопений и доброшумном колокольном звоне, производит на молящихся глубокое впечатление. От "стопочки" паломники около 10 часов вечера, по окончании литании, отправляются на отдых в радушно открытые для них гостиницы Елеонской русской женской общины. После этого в мечети у "стопочки", но без литаний к месту "Viri Galilaei", совершают свое повечерие другие вероисповедания - армяне, копты и сириане.

Отдых богомольцев, поклонников святой Елеонской горы, в эту ночь бывает, однако, краток. В час ночи звон в колокол обители "Малая Галилея" собирает их уже к утрени, сразу после которой совершается епископом торжественная праздничная литургия. В 5 часов утра начинается утреня с литургией в церкви-палатке на месте Вознесения близ "стопочки", причем так же, как и вечером, в канун праздника, пред началом богослужения диаконы греческие, а за ними армянский, коптский и сирианский ходят внутрь мечети для каждения места Вознесения. Литургию совершает архиерей - член патриаршего Синода. Он обыкновенно надевает мантию на дворе мечети и, в сопровождении встречающих его святогробских священнослужителей, которые находятся здесь налицо, входит внутрь мечети и прикладывается к "стопочке". Его примеру следуют и владыки других исповеданий.

Так как храм-палатка небольших размеров, то сослужащих епископу в этот день немного: большей частью это поклонники - священники и иеромонахи, но непременно разноплеменные, так как за этой литургией должны быть прочитаны Апостол и Евангелие на трех языках: греческом, арабском и славянском. Во время малого выхода с Евангелием выходят из палатки и обходят кругом мечеть над местом Вознесения. То же самое повторяется и во время великого выхода со Святыми Дарами, принимая которые архиерей поминает русский царствующий дом, греческую королевскую фамилию и королей сербского и черногорского. Это делается не только ввиду стечения в этот день на Елеонскую гору разноплеменных паломников, но и потому, что на богослужении нередко присутствуют в парадном одеянии консулы русский и греческий. За этой литургией очень многие паломники приобщаются Святых Тайн. Иногда к концу литургии появляется на Елеонской горе, после совершения литургии в Святогробском храме, Иерусалимский патриарх, который, приложившись к "стопочке", входит в храм-палатку и занимает свое обычное место в троне.

Колокольня русского Вознесенского монастыря на Елеонской горе.

По окончании литургии совершается литания к месту Вознесения. Пред дверью мечети прочитывается архиереем на греческом языке Евангелие о Вознесении, а за ним то же Евангелие повторяется диаконами на арабском и славянском языках. Архиерей, войдя затем внутрь мечети, прочитывает над "стопочкой" приличествующую настоящему торжеству молитву, испрашивая благословения вознесшегося Господа на предстоящий и молящийся народ, и возвращается в храм-палатку для раздачи антидора паломникам. Разоблачившись, архиерей со священнослужителями и почетными гостями, во главе с патриархом, идут в смежную служебную палатку и здесь отдыхают некоторое время, принимая обычное восточное угощение, а затем все торжественно направляются в обитель "Малая Галилея", чтобы поздравить с праздником живущего в ней епископа. Для греческого духовенства почивший митрополит Епифаний, в качестве гостеприимного радушного хозяина, нередко устраивал в этот день и обильную праздничную трапезу.

В 8 часов утра, с окончанием греческого богослужения на месте Вознесения, начинается мощный благовест к литургии на колокольне русского елеонского храма во имя Спаса, наполняющий своими приятными звуками всю окрестность. Богомольцы от "стопочки" направляются в женскую Елеонскую общину к поздней литургии, которую благолепно, с прекрасным пением инокинь, совершает начальник Духовной Миссии о. архимандрит, в сослужении собора священнослужителей. Литургия обычно предваряется водосвятным молебном, а заключается около 12 часов дня торжественным крестным ходом, с осенением молящихся крестом на всех четырех сторонах храма и окроплением их святой водой. Почетным гостям и богомольцам радушный хозяин о. архимандрит вместе с сестрами общины предлагают хлеб и соль в монастырской столовой, простых же паломников сестры общины угощают в монастырских странноприимных гостиницах.

Русский Гефсиманский монастырь святой Марии Магдалины.

Русские паломники, туземцы-арабы, а равно и мусульмане - обитатели Иерусалима, весь этот день до позднего вечера проводят на Елеонской горе, а поэтому здесь царит необыкновенное оживление. Православные и мусульмане охотно посещают в течение дня место Вознесения Господня в мечети и проводят у "стопочки" в коленопреклоненной молитве продолжительное время. Свечи у "стопочки" горят неугасимо весь день. Выйдя со двора мечети, паломники с восторгом останавливают свой очарованный взор на дивной панораме Святого Города, расстилающегося у подошвы Елеонской горы. Православные паломники невольно приводят себе на память грозные и вместе скорбные речи Спасителя о печальной участи мирового города, произнесенные с этого восхитительного места. От "стопочки" солнечный зной невольно манит их под сень дивных кипарисов и сосен, насаженных заботливой, неутомимой рукой приснопамятного старца игумена Парфения, зверски умерщвленного (14 января 1909 г.) неизвестными убийцами. Здесь в приятной тени посетители Елеона не только отдыхают, но и любуются экипажной дорогой, змейкой вьющейся от Вифании к Иерусалиму, и холмами причудливых форм, разбросанными по окрестностям. Многие заходят в открытый благолепный елеонский храм, молятся у могилы достойного вечной памяти создателя этого храма, о. архимандрита Антонина Капустина (1894 г.), почивающего в левом полукружии храма, и не минуют потом весьма заботливо содержимой могилки его верного и преданного сотрудника о. игумена Парфения, возлегшего на вечный покой у ног его вне храма. Любопытство влечет некоторых заглянуть и в тот уединенный, доселе еще пустующий и запертый домик, в котором неожиданно для всех злодейски была прервана нить этой драгоценной для русского дела в Палестине жизни. Любители старины и искусства находят на Елеоне эстетическое наслаждение, рассматривая открытые о. архимандритом Антонином древние, прекрасно сохранившиеся мозаики, бережно хранимые в особой моленной для неусыпного псалтырного чтения и в нижнем этаже покоев о. архимандрита, где устроен настоящий музей из тех предметов, которые были найдены здесь при раскопках. Ищущие красот природы и очаровательных видов могут любоваться с русского места на Елеоне великолепной панорамой Мертвого моря, заиорданских гор, прииорданской долины и т. д. Туристы-европейцы и все более или менее крепкие на ноги русские паломники, любители прекрасных видов, желающие расширить свой горизонт, взбираются по витой железной лестнице на высокую колокольню елеонского храма, под самый почти шпиль ее, и за это вознаграждаются созерцанием действительно восхитительной панорамы Святого Града и Елеонской горы с ее монументальными германскими постройками и грандиозно- величественной башней, господствующей над городом и окрестностями, с французским монастырем кармелиток, именуемым "Pater noster" - "Отче наш" (здесь на мраморных досках молитва эта написана на 33 языках), с изящной русской гефсиманской церковью св. Марии Магдалины, утопающей в роскошной зелени, и т. д. Вид на море, Иордан и на Моавитские горы - сказочный. Вооружившись биноклем, в ясную погоду с колокольни можно видеть даже синеву Средиземного моря. Интересующимся жизнью и бытом русской общины на Елеоне много поучительного дают ее хозяйственные постройки: мастерские, странноприимницы, обширные масличные сады и т. п. Здесь всюду видны заботливые и опытные руки хозяина этой общины о. архимандрита Леонида, начальника нашей миссии, и его ближайшей сотрудницы - старшей сестры Евпраксии.

Монастырь св. Марии Магдалины в Иерусалиме.

После праздничной вечерни в русском елеонском храме паломники и горожане, довольные разнообразными впечатлениями прошлой ночи и так приятно законченного святого дня, возвращаются в город или же на русские постройки, унося с собой на всю жизнь неизгладимые воспоминания об этом празднике. Многие из паломников по пути заходят еще раз на место Вознесения и прикладываются к "стопочке", а некоторым удается даже побывать на гробе Богоматери в Гефсимании. Возвращаются богомольцы с Елеона обычно по прямому пути - мимо церкви св. Марии Магдалины, гефсиманского католического сада и храма Богоматери в Гефсимании, по улицам через город. Но некоторые избирают хотя и кружной, но более приятный путь - по северной стороне городской стены, мимо Дамасских ворот и католического храма св. Стефана первомученика, через Консульские ворота наших построек.

Проф. А.А. Дмитриевский 1907.
Расписание богослужений
События прихода
Архив материалов
Библиотека
Детская воскресная школа
История храма
О настоятеле храма
Библия

ХРАМ СВ.ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
расположен по адресу:
Ростовская область,
г. Волгодонск,
ул. М.Кошевого, 12,
тел. (8639) 23-40-68.
Рейтинг@Mail.ru  
Индивидуалки со станции метро Новокузнецкая http://prostitutkimoskvy.one/metro/novokuznetskaya/ устраивают фотосъемку ваших забав. Чувственные путаны метро Проспекта Ветеранов http://prostitutkipitera.nl/metro/prospekt-veteranov/ профессионально выполняют бандаж. С помощью сайта http://prostitutkimoskvy.in/metro/vystavochnyj-tsentr/ легко снять шлюх недалеко от метро Выставочный центр.