Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
15 февраля - Сретение Господне

ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ У ГРОБА ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА В КАТАМОНАСЕ БЛИЗ ИЕРУСАЛИМА
Сретение Господне

   В истории настоящего праздника, весьма кратко рассказанной св. евангелистом Лукой (Лк. 2, 22-39), едва ли не самое видное место отведено св. праведному Симеону Богоприимцу. О нем боговдохновенный писатель замечает: "И се, бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон. И человек сей праведен и благочестив, чая утехи Исраилевы, и Дух бе Свят в нем. И бе ему обещано Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворите има по обычаю законному о Нем, и той прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемых о Нем. И благослови я Симеон, и рече к Марии, Матери Его: Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили и в знамение пререкаемо; и Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления" (Лк. 2, 25-29, 33-35).

   Ни до этого знаменательного события в земной жизни нашего Спасителя, ни после него - нигде в книгах Священного Писания мы более не встречаемся с этой высокоправедной и пророчески вдохновенной личностью иерусалимского старца Симеона. Кто были родители св. старца, из какого колена они происходили, где он жил в Иерусалиме, какое общественное положение занимал, когда скончался и где погребен - все это покрыто мраком неизвестности, и на многие из этих вопросов, волнующих пытливые умы, возможны ныне ответы лишь предположительные, гадательные. Даже повод, почему ему "обещано Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня", - с величайшей трудностью, и то лишь до некоторой степени, уясняется церковным преданием.

Праведный Симеон Богоприимец    Праведный Симеон Богоприимец был для своего времени весьма образованным человеком, прекрасно владевшим языками еврейским и греческим. Некоторые предполагают, что он был сыном еврейского патриарха Гиллеля и якобы отцом знаменитого законоучителя Гамалиила (Деян. 5, 34-39), у которого в свое время учился апостол Павел. За свои глубокие богословские познания и широкое лингвистическое образование праведный Симеон, в числе прочих семидесяти двух старцев, был приглашен в Александрию известным любителем просвещения, египетским царем Пто- ломеем Филадельфом, для перевода святой Библии с еврейского языка на греческий. Перевод этот впоследствии получил название перевода семидесяти толковников.

   На долю праведного Симеона Богоприимца выпало, между прочим, переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошел до известного пророческого места о рождении Спасителя: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" (Мф. 1, 23; ср. Ис. 7, 14),- то глубоко задумался над словом "Дева" и недоумевал, как передать его в переводе. По одной версии этого предания, он хотел было уже выскоблить слово "Дева" и заменить его выражением "Жена", но во время этих "сумнительных помышлений" был удержан от исполнения своего намерения чудным видением ангела и даже получил от него обещание "не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня" (Лк. 2, 25). По другой версии, праведный Симеон высказал свое недоумение спутникам, уже при возвращении на родину. Переходя вброд какую-то реку, он снял со своей руки перстень, бросил в реку и сказал при этом: "Если найдут его, то могу поверить изречению пророка по букве". Остановившись затем на ночлег в одном местечке близ этой реки, он купил себе на ужин рыбу. Когда, после приготовления, он сел есть ее со своими спутниками, то, к общему изумлению, нашел внутри ее свой перстень, брошенный в реку. Здесь-то, прибавляет вторая версия предания, и произошло чудесное откровение Духа Святого, обещавшего ему "не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня".

   По возвращении из Александрии на родину праведный Симеон жил в Иерусалиме, "чая утехи Израилевы" (Лк. 2, 26), а вместе с этим и конца своей жизни. Занимал ли праведный старец какую-нибудь общественную должность в своем родном городе, или нет - на это точный ответ дать трудно. Православная Церковь в своих священных песнопениях нынешнего праздника прославляет праведного старца, как в "законе бывшаго священнослужителя священнейшаго". На эту мысль наводит и то обстоятельство, что святые родители Христа Спасителя Иосиф и Мария, "возносившие" в Иерусалим отроча Иисуса, дабы "поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни... и... дата жертву, по реченному в законе Господни" (Лк. 2, 22-23, 24), придя в храм, встретили здесь одного лишь приведенного Духом старца Симеона, который и принял "Его на руку своею" (Лк. 2, 28), чтобы, конечно, "сотворита... по обычаю законному о Нем" (Лк. 2, 27). Но знаменитый вития и ученый, патриарх Константинопольский Фотай, говорит о праведном Симеоне Богоприимце, что тот "не был иерей, но гораздо больше иерея". Некоторые поэтому делают догадку, что он был председателем иудейского синедриона. По преданию, св. старец скончался на 360-м году своей жизни. Его мощи были перенесены в Константинополь при императоре Иустане (565-578) и положены там при Халкопратайском храме в приделе св. Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб Симеона Богоприимца видел здесь и наш паломник XII в., архиепископ новгородский Антоний.

   Вот все, что можно сказать, на основании краткой истории настоящего праздника и предания, о личности праведного старца Симеона Богоприимца. К этому возможно сделать лишь одно добавление, что вдохновенная песнь святого старца "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" вошла в церковное употребление с очень раннего времени и пользовалась широкой известностью. С этой песнью на устах, как известно, отошла ко Господу преподобная Мария Египетская, после принятия из рук старца Зосимы Святых Тайн.

   О том, где был погребен св. старец, тоже никаких определенных указаний не имеется. Среди обителей Святого Града держится издавна, опять- таки, лишь предание, что дом праведного Симеона с садом, а вместе с тем и семейные его склепы находились вблизи Иерусалима, в местности, именуемой в настоящее время "Катамонас".

   "Катамонас" лежит в долине Ахмеда, усаженной масличными деревьями и орошаемой прозрачной ключевой водой. Находится это место на юго-запад от Иерусалима, в получасе езды, вблизи древнего монастыря святого Креста, где помещается ныне местная богословская школа. Долгое время местность эта пребывала в полном запустении, но в 1859 г. монах Авраамий, родом из Мадита, приобрел всю эту местность в собственность и произвел ее расчистку для разведения винограда и посадки масличных деревьев. Во время работ были обнаружены остатки древнейших зданий, мозаические полы, куски искусно обделанного мрамора, цистерны и т. п. Найденный под развалинами продолговатый небольшой домик был превращен в церковку, о которой архимандрит Кирилл (Афанасиадис), составивший описание обители св. Симеона Богоприимца, замечает, что "тут, как кажется нам, была и в древности церковь во имя св. Симеона Богоприимца". К произведенным насаждениям и постройкам настойчивый о. Авраамий присоединил высокую, в 9 метров, вблизи стоящую башню. Внутри ее в нижнем этаже он устроил кухню и кладовые, а наверху - четыре комнаты для жилья. Путем покупки о. Авраамий приобрел соседние поля, взорвал порохом существующие здесь скалы, насадил до 600 масличных деревьев, множество деревьев фруктовых и виноградных лоз, устроил прекрасный огород, а свободные земли стал засевать пшеницей, ячменем и бобами. Получилась, таким образом, великолепная загородная дача.

   Но предприимчивый о. Авраамий на этом не остановился. Ему хорошо было известно предание о том, что дом праведного Симеона Богоприимца, с садом и семейными склепами, "как это было в обычае у иудеев и других древних народов", находился близ Иерусалима, и он попытался поискать эти "семейные могилы" в пределах своей дачи, так как приблизительно к этой местности древнее предание и приурочивало дом праведного Симеона. В 1879 г. о. Авраамий произвел новые и уже "научные" изыскания, результатом которых и было то, что под скалой внизу были открыты обтесанные могилы, наполненные камнями, землей и костями, которые, "по соприкосновении с атмосферным воздухом, обратились в прах". Эти-то погребальные пещеры и были признаны за "семейные могилы" праведного Симеона Богоприимца, а вместе с тем и за место погребения сего праведного старца (1). Так как названные пещеры оказались далеко за башней, то о. Авраамий постарался включить и их в общую черту своих владений сооружением новой стены.

   Храм в честь праведного Симеона Богоприимца устроен в древней башне, разделенной на две части, соединяющиеся широким портиком с дверью против самого гроба. Могила праведного Симеона помещается в боковом левом приделе, имея над собой искусно вырезанный деревянный кувуклий, опирающийся на каменную плиту из превосходного белого мрамора, которая, в свою очередь, покоится на четырех столбах. Могила ограждена изящной железной решеткой и над ней висят пять неугасимых лампад.

   Главный храм - небольших размеров, но своим изяществом и убранством производит на зрителя самое приятное впечатление. Алтарь от храма отделяется деревянным иконостасом с художественной резьбой. Помост храма из белого и темно-красного мрамора. Стены покрыты белой штукатуркой. Иконопись в иконостасе на темы из жизни праведного Симеона Богоприимца сделана рукой незаурядного ходожника.

   В то время, когда Иерусалимской патриархией управлял блаженнейший Никодим I, ныне пребывающий на покое на Халки близ Константинополя, в "Катамонасе" был устроен дом для помещения патриарха, и это место сделалось с тех пор любимым загородным местопребыванием Иерусалимских патриархов.

   Праздник Сретения Господня - праздник богословской школы при Крестном монастыре. Рано утром питомцы этой школы, под руководством ректора и наставников, отправляются в "Катамонас" ко гробу праведного Симеона Богоприимца. Литургию здесь совершают ректор школы и наставники, имеющие священный сан, а питомцы поют и читают на клиросе. Патриарх стоит в троне и читает, по принятому обычаю, символ веры и молитву Господню. По окончании литургии питомцы школы, облобызав кувуклий над гробом праведного Симеона, получают от патриарха благословение и идут в особое помещение, где для них приготовлена трапеза, а потом гуляют по "Катамонасу".

   С высоты здешней башни открываются прелестные виды на окрестности. Отсюда виден весь Иерусалим с колоссальными благотворительными постройками - нашими, католическими и протестантскими, Елеонская гора с величественной русской колокольней и обширными сооружениями покойного о. архимандрита Антонина, грандиозный католический женский монастырь "Отче наш", поле великанов с обителью св. пророка Илии, окруженной густыми масличными рощами, обширное здание австрийского консульства с больницей и прекрасным садом и монастырь святого Креста в глубине долины Вади-иль-паша. Теплое весеннее солнце, чистый живительный воздух, тонкий аромат пробуждающейся природы, изумрудная зелень полей, усеянных разноколер- ными весенними цветами - все это увеличивает в значительной степени красоту местности и производит чарующее впечатление на гостей, с неохотой покидающих этот очаровательный уголок.

Анна пророчица    Наставники школы, после радушного угощения у патриарха и беседы с ним, вместе с питомцами к обеду возвращаются в Крестный монастырь. Обитатели "Катамонаса" начинают усиленно приготовляться к празднику следующего дня, когда Церковь воспоминает памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а вместе с тем и к приему многочисленных гостей и богомольцев, стекающихся ко гробу праведного Симеона. В эту вторую половину дня идет уборка храма для предстоящего торжественного патриаршего служения вместе с членами патриаршего синода, приготовление комнат для ночлега богомольцев, печение хлебов, варение колива для панихиды по ктитору обители и другие предпраздничные приготовления. Дорога из Иерусалима в "Катамонас" в течение этого и следующего дней переполнена толпами богомольцев, идущих ко гробу праведного Симеона Богоприимца и возвращающихся обратно на русские постройки.

   Торжественную вечерню 15 февраля и литургию на следующий день совершает сам патриарх с многочисленным духовенством и синодальными архиереями. Небольшой катамонасский храм не вмещает и трети молящихся, являющихся сюда в этот день. Поэтому большинство богомольцев размещается на открытом обширном дворе, а некоторые, удалившись под ветвистый сикомор и образовав живописные группы, в ожидании конца службы мирно ведут беседы о предметах житейских. По окончании литургии патриарх благословляет для народа хлеб, который и раздает желающим. Предлагается для некоторых из богомольцев и угощение русским чаем в одном из помещений "Катамонаса".

   Целый день 16 февраля двери катамонасского храма не закрываются. Многочисленные паломники спешат попасть внутрь его, облобызать ку- вуклий гроба праведного Симеона Богоприимца, поставить перед ним трудовую свечу, положить копеечку на неугасимую лампаду, отслужить молебен и т. п. Оживление и в монастыре, и на всем пути до Иерусалима в этот день царит полное.

   Из "Катамонаса" многие паломники по пути заходят в древний монастырь святого Креста. Сюда влечет их желание видеть и облобызать то место, на котором, по преданию, выросло дерево, послужившее орудием казни для нашего Спасителя. Место это находится в алтаре под престолом; оно обложено серебром, а над ним теплится неугасимая лампада. Все богомольцы, без различия пола и возраста, входят в алтарь и беспрепятственно прикладываются к этому месту. Отсюда через боковую алтарную дверь, темным, узким и низким коридором, с зажженными свечами в руках, богомольцы спускаются в пещеру под алтарем, где проводник указывает им расселину скалы, в которой якобы прежде видны были корни сего древа. Здесь также теплится неугасимая лампада. Благочестивые богомольцы запасаются землей с этого святого места, которая, по их мнению, подает исцеление от различных болезней.

Проф. А.А. Дмитриевский 1907.
Замена дисплея xiaomi redmi note 3 подробности здесь.