Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ





Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Сошествие Святого Духа на апостолов -
День Святой Троицы
Троица ­ ­ ­ Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется св. православной Церковью как один из величайших праздников в пятидесятый день после Пасхи потому называется Пятидесятницей, или Троицыным Днем, так как с этого дня раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа.
­ ­ ­ Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал ученикам, скорбевшим об Его отшествии, послать им Иного Утешителя, Духа Истины, Который наставит их на всякую истину. По воскресении Своем и перед Вознесением на Небо Спаситель снова возвестил ученикам, что на них сойдет Дух Святый.
­ ­ ­ По вознесении Господа ученики Его, возвратясь с горы Елеонской в Иерусалим, вошли, - как говорит предание, - в тот самый дом в Сионе, где совершена была Тайная Вечеря. Пребывая там единодушно в молитвах, они ожидали сошествия на них, по обещанию Господа, Святого Духа и приготовлялись к принятию благодатных даров Его. Вместе с ними была и Матерь Божия.
­ ­ ­ После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Сошествие языков
­ ­ ­ Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
­ ­ ­ По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "Они напились сладкого вина".
­ ­ ­ Тогда апостол Петр, встав вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "Итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".
­ ­ ­ Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "Что нам делать, мужи братия?"
­ ­ ­ Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".
­ ­ ­ Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.
День Святой Троицы ­ ­ ­ Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа.
­ ­ ­ Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.
­ ­ ­ Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь подается в нашей святой православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников. (См. в Деяниях свв. апостолов, гл. 2, гл. 14, 23)
­ ­ ­ В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью, а во время богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (дающим жизнь) Духом обновил людей, родил их (через крещение) в новую жизнь (цветы и зелень - знак жизни).
­ ­ ­ Следующий день, после Троицына Дня, называется Духовым Днем и посвящен прославлению Святого Духа.

­ ­ ­
Тропарь праздника

­ ­ ­ Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлен вселенную: Человеколювче, слава Тебе.

­ ­ ­ Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) вселенную (весь мир). Человеколюбце, слава Тебе.
­ ­ ­ Благословен - достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей - Который рыбарей, т. е. апостолов, сделал премудрыми; теми уловлей вселенную - через них уловивший, т. е. привлекший, к вере вселенную.

­ ­ ­
День Святой Троицы - Пятидесятница
Деян. 2, 1-11 Ин. 7, 37-52;8, 12

­ ­ ­ Сегодня - праздник Пятидесятницы, день, когда по обетованию Господню на Его учеников сошел Святой Дух, и началась Церковь Христова на земле. В этот день ученики "находились единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать". Собранный необыкновенным шумом народ стал свидетелем и участником великого чуда, он "пришел в смятение": "все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились...?" - и далее перечисляется полтора десятка разных наречий. Но чудо - не в том, что Апостолы вдруг заговорили каждый на каком-то новом языке: в этом случае никто не расслышал бы ни единого слова. Чудо Пятидесятницы в том, что вдруг совсем исчезли языковые барьеры. Кондак праздника напоминает, когда эти барьеры появились: когда "разделяше языки Вышний", чтобы прекратить безумное строительство Вавилонской башни. Теперь же, Господь "огненные языки раздаяше, в соединение вся призва". И все как бы все забыли, и одно только было и в них, и вокруг них, и во всем мире: небесный голос говорил "о великих делах Божиих". Этот голос от Апостолов и исходил, и не исходил, поэтому кто-то слышал их говорящих его наречием; а иные видели их как бы отчужденно от этого голоса, как бы не в себе, и, "насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина".
­ ­ ­ Чудо Пятидесятницы на миг показало людям, на что они способны в общении с Богом и друг с другом, для чего они созданы, к чему должны стремиться, и что такое Церковь.
­ ­ ­ Но все же только Апостолам схождение Святого Духа навсегда принесло полноту, осуществление ожидаемого, потому что только они были всему научены за три года общения с Господом нашим Иисусом Христом. Дух Святой не может соединить тех, кто сам еще не стремится к единению, кто еще словесно не научен ни истинам веры, ни должному отношению друг к другу.
­ ­ ­ И сегодня Святое Евангелие дает нам первый урок. Однажды в синедрионе, где снова возводились обвинения против Иисуса, встал праведный Никодим и сказал: "судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?" Иными словами, выслушав обвинение, спроси обвиняемого: так ли это? А если не можешь спросить или если он скажет "нет", и если вину нельзя доказать, то никто не смеет называть его виновным... Какое простое требование здравого смысла! Мы справедливо возмущаемся тем судом, который только на основании доноса уже готов обвинить; но не зря говорит Господь: "Каким судом судите, таким будете судимы" (Мф. 7, 2). Пока мы сами не разучимся верить сразу и передавать другим услышанное дурное о человеке, - до тех пор и нас будут судить таким же пристрастным, бесчеловечным судом. И если на этом гнилом месте застанет нас Господь и разрушит оболочки наших душ, то мы окажемся в страшном смятении, потому что тогда со всей ясностью обнажится наша чуждость и друг другу, и Самому Богу.
­ ­ ­ Пусть же всегда, когда кто-то будет нам говорить или писать, или показывать недоброе о наших знакомых или незнакомых, о великих или малых мира сего, шептать на ухо или трубить на весь мир, - пусть всякий раз в нашем сердце и нашими устами прозвучат эти слова праведного Никодима: "Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его?". Если же мы неспособны даже на это, то никогда не будет для нас и высшего единения в любви во Святом Духе.
Разработка сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235