Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
УСПЕНСКИЙ ПОСТ - С 14 ПО 27 АВГУСТА
Содержание:
1. Как был установлен Успенский пост.
2. Почему кончину Божией Матери Церковь называет Успением?
3. Что мы знаем о внешнем облике Богородицы?
4. Как прошли последние годы земной жизни Божией Матери?
5. Как питаться и проводить дни Успенского поста
6. Что можно приготовить во вторник и четверг
7. Что можно приготовить в субботу и воскресенье
8. Что можно приготовить в праздник Преображения Господня
Как был установлен Успенский пост.

    Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста.
    Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 14 до 28 августа.
    Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
    В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост - ред.), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский - ред.), для зимы - зимний (Рождественский - ред.)".
    Св. Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".
    Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: "Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября".



Почему кончину Божией Матери Церковь называет Успением?

    Слово "успение" означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну.
    Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула".
    Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. По рождении Она пребывает Девою, и после смерти пребывает живой. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства. Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души Своими молитвами. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, потому что в этот день "Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою".



Что мы знаем о внешнем облике Богородицы?

    По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией:
    "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".
    По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".
    В дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского есть запись о явлении ему Божией Матери:
    "На 15 августа (старый стиль), в день Успения Богоматери 1898 года, я имел счастие в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас: милейшие вы чада Отца Небесного, - тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и с мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий! О очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление; потом Она ушла неторопливо, перешагнула за небольшой овраг - и скрылась. Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, - а потом Она отделилась он нее, сошла и подвиглась в путь".



Как прошли последние годы земной жизни Божией Матери?

    После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской.
    Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни.
    Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около десяти лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова.
    Многие из новопросвещенных верой даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
    Сохранилось послание, написанное св. Игнатием Богоносцем из Антиохии к апостолу Иоанну Богослову:
    "Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву, коснуться персей, питавших Господа Иисуса, и услышать от Нее о многих таинствах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов ее, и нашему еще юному благочестию есть Наставница и Учительница всем верным на всякое доброе дело; более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи. О ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. Все это возбудило в нас безмерное желание увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость".
    В другом послании св. Игнатий Богоносец пишет апостолу Иоанну Богослову:
    "Если только буду иметь возможность, то приду к тебе увидеться со всеми верными святыми, у тебя собранными, а более всего желаю увидеть Матерь Иисуса, о Которой говорят, что Она у всех вызывает удивление, почтение и любовь, и все горят желанием Ее увидеть. И как не желать увидеть Пресвятую Богородицу, побеседовать с Той, Которая родила истинного Бога!"
    Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором апостолу Иоанну Богослову выпал жребий проповедовать Евангелие.
    Пресвятая Богородица посещала христиан и в других городах - например, она была в Антиохии, у Игнатия Богоносца, которому писала: "Приду с Иоанном, и тебя с твоими увижу".
    Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".



Как питаться и проводить дни Успенского поста

    Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а - напротив - сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
    Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична:
    а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;
    б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;
    в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. "Кто постится, тот с добрым духом молится", - говорит св. Иоанн Златоуст.
    Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди - всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.
    Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи - ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".
    Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
    В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - "сварением пищи, но без елея", то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
    До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, "если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август".
    В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
    Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
    В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
    Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".
    И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.



Что можно приготовить во вторник и четверг

    Окрошка по-вятски
    Натрите редьку или редиску. Нарежьте холодный отварной картофель. Смешайте редьку (редиску) с картофелем, смесь посолите, оставьте минут на сорок-пятьдесят. Добавьте холодный квас, нарезанный огурец, тертый хрен (по вкусу), зелень.



Что можно приготовить в субботу и воскресенье


    Постный борщ
    Замоченный чернослив проварите, удалите косточки, нарежьте.
    В кипящий отвар с грибами и картофелем положите шинкованную свежую капусту, варите 10-15 минут.
    Пока варится капуста, нарежьте соломкой свеклу и морковь, тонко нашинкуйте репчатый лук, слегка обжарьте в растительном масле (без изменения цвета), добавьте томат или очищенные помидоры, прогрейте 5-10 минут. Все это добавьте в отвар.
    Свежие грибы нарежьте ломтиками, обжарьте в растительном масле. Добавьте обжаренные грибы, морковь, коренья, чернослив, доведите до готовности, заправив по вкусу уксус, соль, сахар.

    Щи валаамские
    Капусту, резаный репчатый лук, лавровый лист, петрушку, перец горошком тушите при добавлении воды.
    Отдельно отварите мелко шинкованные свежие грибы. Выньте грибы из бульона, слегка поджарьте. Когда капуста упарится, сделается мягкой, но с хрустом, подсыпьте поджаренной до розовато-светлокоричневого цвета муки. В бульон от грибов добавьте все компоненты, свежую зелень.
    Прогревайте щи на небольшом огне, не доводя до кипения, чтобы они пропитались грибным и капустным духом.
    На 1 кг капусты: 2 небольшие луковицы, крупный лавровый лист, корень корневой или 3-4 стебля листовой петрушки, 8-10 горошин черного перца, 400-500 г грибов, ст. ложку муки, свежей зелени по вкусу.

    Постные щи со сладким перцем
    Сварите нашинкованную капусту. Потушите под крышкой нарезанные морковь, лук, помидоры (или томатную пасту).
    В кастрюлю с водой, где варится капуста, положите нарезанный картофель. Затем тушеные овощи выложите туда же, добавив нарезанный перец, 2-3 горошинки черного перца, лавровый лист, сушеную зелень и немного поварить.
    1/3 среднего кочана капусты, 5 картофелин, морковь, луковица, 2-3 помидора или 2-3 ложки томатной пасты, 2 перца, специи.

    Овощи в собственном соку
    Это блюдо лучше всего готовить в котелке с плотно пригнанной крышкой или в гусятнице.
    На дно котелка налить растительного масла (1-1,5 см) и положить обжаренные кольца лука, затем нарезанный кубиками кабачок, затем нарезанные дольками зрелые мягкие помидоры и поставить на тихий огонь под плотную крышку, чтобы овощи дали сок. Нашинковать половину кочана капусты, всыпать в котелок поверх кабачка и помидоров, не перемешивая. Продолжать тушить под крышкой, пока капуста не начнет оседать. Затем мелко нарезать 1-2 картофелины, 2 луковицы, потереть на крупной терке морковь, положить все это в котелок, перемешать, посолить, поперчить.
    Если овощи дали мало сока, добавить еще немного растительного масла и тушить под крышкой на слабом огне до мягкости, приглядывая, чтобы овощи не пригорели. В готовые овощи положить тертый чеснок. При подаче на стол посыпать свежей зеленью.
    Небольшой кабачок, 3-4 помидора, 1/2 кочана капусты, 1-2 картофелины, 2 луковицы, морковь, специи.

    Овощной плов
    Влить в глубокую сковороду или котелок растительное масло и обжарить на нем лук и морковь с помидорами или томатной пастой до золотистого цвета. Добавить промытый рис, перемешать, залить водой в соотношении: на стакан риса 2,5 стакана воды, посолить, поперчить и варить на слабом огне под плотной крышкой до того, как рис впитает воду. Подавать плов, посыпав свежей зеленью и, по желанию, толченым чесноком.
    В этот плов одновременно с рисом можно положить и заранее обжаренные и нарезанные грибы.
    2 стакана риса, 3 помидора или 3 ложки томатной пасты, 2 луковицы, морковь, 5-6 грибов.

    Перец фаршированный
    Стручки зеленого сладкого перца обмыть, обрезать верхушки вместе со стеблем и вычистить семена. Подготовленный таким образом перец положить в кипящую подсоленную воду на 2-3 мин. Затем выложить на сито и дать стечь воде. После этого наполнить; перец подготовленным заранее фаршем (из риса и овощей), уложить в 1-2 ряда в кастрюлю, залить водой, добавить растительное масло и томатную пасту и тушить под крышкой в духовом шкафу или на слабом огне 30-40 мин.
    Перец, фаршированный овощами, можно подать к столу как в горячем, так и в холодном виде.
    Овощной фарш для перца. Очищенные и промытые овощи нарезать соломкой и поджарить на масле, добавить нарезанные дольками помидоры и еще раз прожарить в течение примерно 5 мин. После этого добавить отваренный рис, положить соль, перец, мелко нарезанную зелень петрушки.
    На стакан риса: 5 шт. моркови, 2 головки лука, корень петрушки или сельдерея, 2 помидора, 3 ст. ложки раст. масла.

    Солянка грибная
    Капусту нашинковать, положить в кастрюлю, добавить масло, немного воды и тушить около часа. За 15-20 мин. до окончания тушения прибавить томат-пюре, сахар, соль, перец, лавровый лист, уксус.
    Грибы (белые, подберезовики, рыжики и др.) очистить, промыть и положить на 10-15 мин. в кипящую воду, затем нарезать ломтиками и обжарить в масле. Сложив грибы в миску, на той же сковороде поджарить лук и затем смешать его с грибами, добавив нарезанный огурец, соль, перец.
    Половину тушеной капусты уложить слоем на смазанную растительным маслом сковороду, на капусту выложить приготовленные грибы и вновь покрыть слоем оставшейся капусты. Посыпав капусту сухарями и сбрызнув маслом, поставить сковороду в духовой шкаф для запекания.
    Перед подачей на стол на солянку можно положить ломтик лимона или маслины.
    Грибную солянку можно приготовить также из квашеной капусты, не добавляя в этом случае уксуса. Свежие грибы можно заменить солеными или сушеными.
    На 500 г свежих грибов: 1 кг свежей капусты, соленый огурец, головку лука, 2 ст. ложки томат-пюре, 1-2 чайные ложки сахару, 2 ст. ложки масла.

    Гречневая каша с грибами и луком
    Грибы промыть, мелко порезать, залить тремя стаканами холодной воды и поставить варить. В закипевшую воду с грибами всыпать поджаренную крупу и размешать. Когда каша загустеет, поставить ее для упревания на час-полтора.
    Лук мелко нарезать и поджарить на сковороде с маслом. Поджаренный лук смешать с кашей.
    На 2 1/2 стакана гречневой крупы (ядрицы): 5 грибов, 2 головки репчатого лука, чайную ложку соли, 2-3 ст. ложки раст. масла.

    Помидоры по-домашнему
    У промытых и обсушенных помидоров (без плодоножки) срезать верхушку и выбрать сердцевину. Поджарить на растительном масле мелко нарезанный репчатый лук и, когда он зарумянится, добавить в сковороду измельченные грибы, мякоть помидоров, поперчить, посолить и тушить до готовности грибов. Перед окончанием тушения смесь приправить растертым с солью чесноком.
    По желанию в фарш можно добавить 3-4 столовые ложки вареного рассыпчатого риса. При этом нужно соответственно уменьшить количество репчатого лука.
    Подготовленные помидоры заполнить фаршем, прикрыть срезанными верхушками и уложить на смазанный маслом противень. Сверху сбрызнуть помидоры растительным маслом, обсыпать молотыми сухарями и запечь в хорошо разогретой духовке. Готовые помидоры украсить зеленью петрушки.
    8 крупных помидоров, 2 головки репчатого лука, 200 г свежих грибов, 4 столовые ложки молотых сухарей, 4 столовые ложки растительного масла, 4 дольки чеснока, черный молотый перец, соль по вкусу.

    Морковь, тушенная с рисом
    Нарезанную кружочками морковь положить в кастрюлю, добавить промытый рис, масло, залить горячей водой, накрыть крышкой и тушить до готовности.

    Картофельные оладьи
    Очищенный сырой картофель быстро во избежание потемнения измельчить на терке, положить в кастрюлю или миску, добавить дрожжи, разведенные в 1/4 стакана теплой воды, посолить, всыпать муку. Все хорошо размешать и поставить в теплое место для подъема. Выпекать оладьи надо на сильно разогретой с маслом сковороде, подавать горячими.
    На 500 г картофеля: 1/2 стакан муки, 25 г дрожжей, раст. масло.

    Цветная капуста в тесте
    Отварите в подсоленной воде до готовности цветную капусту. Положите капусту на полотенце, чтобы стекла вода и капуста остудилась. Из муки, минеральной воды и соли сделайте тесто (оно должно быть жидкое, как для блинов). Дайте тесту постоять около часа. Разделите капусту на созвездия, опускайте созвездия в тесто, обжаривайте в большом количестве масла.

    Шарлотка летняя
    Сварить 500 г свежей малины и около 100 г красной смородины с половиной стакана сахара. Кипятить не более трех минут. Охладить. Ломтики белого хлеба выложить на дно посуды как можно плотнее. Вылить на них ягоды, сохранив немного сока. Снова все прикрыть плотным слоем хлеба, оросив его оставшимся соком. Наложить легкий пресс, поставить на лед, в холодильник или просто в прохладное место. Подавать на большом блюде.



Что можно приготовить в праздник Преображения Господня


    Солянка рыбная
    Для приготовления солянки можно брать всякую свежую рыбу, но не мелкую и не очень костлявую. Хорошая солянка получается из красной рыбы. Снятое с рыбы филе нарезать кусочками (по 2-3 куска на порцию), а из костей и голов сварить бульон.
    Очищенный лук тонко нашинковать и слегка поджарить в суповой кастрюле с маслом, добавить томат-пюре и тушить 5-6 мин. после чего в кастрюлю положить кусочки рыбы, нарезанные ломтиками огурцы и помидоры, каперсы, лавровый лист, немного перца и все это залить подготовленным горячим бульоном, посолить и варить 10-15 мин. Перед подачей на стол в солянку можно положить вымытые маслины и мелко нарезанную зелень петрушки или укроп. Можно также добавить ломтики лимона, очищенные от кожицы.
    На 500 г рыбы: 4-5 соленых огурцов, 1-2 головки лука, 2-3 свежих помидора или 2 ст. ложки томат-пюре, по ст. ложке каперсов и маслин.

    Рассольник
    10-15 ершей, 400 г судака, 400 г свежей (свежемороженой) рыбы жирных сортов, лучше осетрины, 400 г соленой рыбы (севрюга, осетрина, белуга), 10-15 раков, 2 корня петрушки, 5 соленых огурцов, 2 столовые ложки муки, огуречный рассол, соль, перец по вкусу, столовая ложка томата-пюре, пучок укропа.
    Ершей сложить в марлю, завязать ее в узелок и опустить в кастрюлю с водой. Добавить корень петрушки, соль и сварить уху. Когда уха сварится, удалить из нее марлю с ершами и процедить. Затем сварить в ней порционные куски крупной рыбы. Сваренную рыбу переложить в холодную подсоленную воду. Соленую рыбу сварить отдельно.
    В разогретой кастрюле обжарить муку, развести ее горячим огуречным рассолом, довести до кипения, добавить бульон от варки свежей рыбы и еще раз вскипятить. Затем положить в кастрюлю гарнир: куски отваренной рыбы, припущенные с томатом до мягкости огурцы, вареные раковые шейки. В тарелки с рассольником положить укроп.

    Ботвинья праздничная
    Сварить крупные куски рыбы до готовности, но не разваривая, вынуть из бульона и остудить. Щавель, ботву свеклы и шпинат промыть и отварить до полного размягчения, откинуть на сито, протереть через него в миску, где будет готовиться ботвинья. Лук мелко нарезать, хрен натереть на мелкой терке, огурцы очистить от кожицы и измельчить, яйца сварить вкрутую, измельчить и выложить в ту же миску. Треть измельченных продуктов отложить, а в миску влить хлебный и яблочный квас, добавить соль, перец, сахар по вкусу и хорошо, но осторожно перемешать. Острым ножом нарезать рыбу тонкими ломтиками и красиво уложить посредине овального блюда.
    В отдельной посуде подать пищевой лед и, кроме того, положить его в блюдо с рыбой.
    500-600 г свежей рыбы жирных сортов, 100-150 г ботвы молодой свеклы, 100 г шпината, 100 г щавеля, 100 г свежего корня хрена, 3 яйца, 4 свежих огурца, 100-180 г зеленого лука, стакан раковых шеек.

    Рыба в манной крупе
    Речную рыбу (можно и морскую) разделать на куски, обвалять в манной крупе, смешанной с небольшим количеством соли и перца. Обжарить на большом огне 3-5 мин.
    На дно посуды выложить нарезанный отварной картофель (можно с пассерованным луком), сверху положить рыбу, добавить кипящей воды и на 5-6 минут поставить в духовку. Подавая на стол, блюдо посыпать свежей зеленью.

Разработка сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235