Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ
   Не только у христиан, но еще и прежде христианства всегда было в обычае, чтобы младшие уважали и почитали старших, особенно дети родителей. Однако, несмотря на всю важность и естественность этой добродетели, она часто забывается, и теперь, к крайнему огорчению всех христиан, нередко можно слышать о разного рода случаях неуважения к родителям и не только неуважения, но и грубого оскорбления их. Поэтому, мы хотим напомнить о великой важности и необходимости добродетели, предписываемой пятой заповедью закона Божия, - почитания родителей.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чти отца твоего и матерь твою    Почитания родителей, прежде всего, требует сама природа. Именно благодаря родителям дети получили жизнь. Уже одно это должно располагать их ценить своих родителей. Но дети обязаны своим родителям не одним только этим: родители их воспитали и дали им образование, поддерживали и охраняли их жизнь, скорбели сердцем по поводу их болезней и неудач и радовались их радостью, смотрели за каждым их шагом, когда они не могли обойтись без посторонней помощи. Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13: 4), - говорит апостол Павел. И если какая любовь долготерпит, если какая милосердствует, это любовь родительская.
раздирающий душу вопль вырывается из души хананеянки    Нет той жертвы, которую бы не принесли родители для детей своих; во всем, иногда самом необходимом, они себе отказывают, для того чтобы дети их были сыты, одеты и обуты. Но нигде с такою поразительной силой не выражается родительская любовь, как при болезни детей. Сколько горести слышится в словах отца: Господи, помилуй сына моего, он в новолуния беснуется, тяжко страждет; часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к Твоим ученикам, но они не могли исцелить его (Мф. 17: 15-16). Или какой раздирающий душу вопль вырывается из души хананеянки: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Дочь страдает; но еще более страдает мать, почему и говорит: "Помилуй меня, Господи!" Для родителей нет большего несчастья, как болезнь детей. Дети болеют, и все им не мило, ничто их не радует. А когда милосердный Бог услышит молитву и воздвигнет болящего, кто опишет радость родителей?
Cвятой апостол Павел    Тяжелы для родителей телесные болезни детей и верно слово родительское: "лучше бы я болел, чем дети мои". Но нравственные болезни детей несравненно тяжелее. Первые не делают бесчестия родителям; последние же их оскорбляют. Для родителей нет более позора, как иметь порочных детей. Стыд отцу рождение невоспитанного сына... (Сир. 22: 3).
   Главное же начало, на котором покоится почитание детей к родителям, - это страх Божий. Начало премудрости и всех добрых отношений между людьми есть страх Господень (см. Притч. 1: 8), - истина святая, великая, вечная. Боящийся Господа почтит отца, и как владыкам послужит родившим его (Сир. 3: 7). По премудрому устроению Божию, в человеке как-то естественно и легко сочетаются эти два благороднейших чувства: страх Божий и покорность родителям. Когда сердце детей преисполнено любви к Богу, тогда они и представить не могут, как это можно не любить родителей. "Как я оскорблю родителей? - думает искренно верующий человек, - прогневается за это на меня Отец небесный. Какой я христианин, какой я сын Церкви Божией, когда не умею почтить свою мать? И будет ли мне место в отечестве небесном, когда во мне нет детских чувств любви и покорности?". Вот почему апостол Павел вразумляет родителей, чтобы они воспитывали детей в учении и наставлении Господнем (см. Еф. 6: 4).

ПЛОД ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДИ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чти отца твоего и матерь твою    Милосердный Господь к заповеди чти отца твоего и матерь твою присоединяет еще обетование благоденствия за ее исполнение: да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 21: 17).
   Как важна заповедь о почитании родителей, видно уже из того, что ни за одну заповедь не обещана награда или наказание здесь, на земле, только за исполнение пятой заповеди закона Божия, предписывающей детям почитать родителей, обещаны долголетняя жизнь и благоденствие, равно как жизнь краткая, полная бедствий назначена детям непочтительным.
   Это можно проверить и на отдельных случаях: сын, любящий и уважающий своих родителей, будет, как можно предполагать, иметь более счастья во всех отношениях, чем дурной сын. Задолго до пророка Моисея некий египетский мудрец написал, что сын, следующий словам своего отца, достигнет вследствие этого глубокой старости. Это так уже в порядке вещей.
   Но, главным образом, обещание пятой заповеди относится к народам, и история подтверждает его исполнение. Краеугольным камнем общественного блага считали камень семейного очага. Народ, воспитывающий дурных сыновей, конечно, не будет иметь и хороших граждан.
   И если это так, то ослабление связи между родителями и детьми всегда опасный и дурной признак. Без сомнения, нам необходимо быть осторожными в этом отношении.
   Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6: 1). Будем крепко помнить это великое наставление великого апостола. Да покаются и исправятся все те, кто не был почтителен к своим родителям.
   Как необходимо для каждого из нас воскликнуть пред Господом: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою! (Як. 15: 18).
   Указанные ниже примеры почтительных детей точно также должны побуждать нас к почтению родителей.
Святитель Иоанн Златоуст    Святитель Иоанн Златоуст еще с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих - святым Василием Великим хотел проводить жизнь пустынную и уединенную. Как скоро узнала об этом мать его, Анфуса, то взяла сына своего за руку, залилась горькими слезами и сказала: "сын мой! Бог не благоволил, чтобы добродетели отца твоего долее составляли счастье моей жизни, и смерть его сделала тебя сиротою, а меня вдовицею. Не делай же меня вторично вдовою; не растравляй раны, которая заживать начала; дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, быть может, недалеко, - тогда иди с Богом, куда хочешь". Святой Иоанн не мог противиться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын только тогда сделал это, когда мать его почила во Христе.
Святитель Григорий Богослов    Великими дарованиями от природы Господь наделил великого святителя Григория Богослова: дар красноречия был в нем необыкновенный.
   За этот дар Григория, когда ему был всего 21 год, оставляли наставником красноречия в том самом городе Афинах, где он получил окончательное образование. Великая и славная будущность предстояла Григорию и на поприще светском, и на поприще духовном; его всюду звали занять ту или другую должность. Но любовь его к престарелым родителям была так велика, что он раз навсегда отказался от всяких лестных предложений, - однажды навсегда он решился жить в Назианзе до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение на реку Ирис и задушевный друг его святитель Василий, для совместных святых подвигов, которые были потребностью и усладою их родственных душ; но Григорий Богослов и от этого отказывался из-за долга сыновнего. "Признаюсь, - писал святой Григорий своему другу Василию на его призыв в уединение, - я не сдержал своего слова, - соединить свою жизнь с твоею в училище нового любомудрия, не сдержал обещания, данного еще в Афинах, где дружба слила наши души в одну. Но я не исполнил своего обещания не по своей воле: закон дружбы должен уступить закону сыновней любви"... Потом, посетив на короткое время святителя Василия и возвратившись в Назианз, святитель Григорий говорил своей пастве: "меня возвратили к вам, во-первых, моя приверженность к вам, а, во-вторых, собственная моя забота, собственное мое дело - седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о годах своих. Для них быть жезлом в старости, опорою в немощи составляло первый данный мною обет, который и исполняю я по возможности, так что я решился оставить и самое любомудрие, - всего для меня драгоценнейшее". В одном своем духовном сочинении святитель Григорий писал: "услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, Царь мой Христос: ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены".
Преподобный Сергий Радонежский    Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже, в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой жизни иноческой. И вот он решился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. "Помедли, - говорили они ему, - мы стары, немощны и бедны; некому послужить нам; твои братья, Степан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься ты о нас; ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу, но твоя благая часть не отнимется у тебя; проводи нас в гроб и тогда исполнишь твое доброе желание". Благодарный сын повиновался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нужды родителей; он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполненными желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами поступили в монастырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды; потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить давнее желание сердца своего.
Святитель Савва архиепископ Сербский    Святитель Савва, впоследствии архиепископ Сербский, в юности жил вместе с отцом своим, блаженным старцем Симеоном, в монастыре Ватопедском. Едино-мысленные во всем, они разделяли между собой труды и молитвы: сын учил подвигам отца, но отец, как старец, не мог следовать по стопам его, и потому юноша старческую немощь восполнял избытком своих сил: постился и трудился и за себя, и за отца. Чуден был этот старец: не имея сил исполнить все сам, он лежа собирал плоды сыновние, - собирал с сокрушешем сердца и со смирением души, проливая от сердечного умиления много слез. Юноша трудился, а старец болезновал мысленно, творя столько же поклонов, сколько и тот, и состраждущею ему душою, при всенощном его распинании, как бы поддерживал простиравшиеся долу члены своего сына. Усугублял ли юноша пост за себя и за старца, - усугублял и старец и слезы, и воздыхания за себя и за юношу, ибо плакал и о своем бессилии для подвигов, и о том, что не мог страдать вместе с сыном. Унылый и дряхлый, с трясущеюся от старости головою, он укорял себя и сидел, а юноша утешал отца: "не унывай, батюшка! мое стояние, мой пост и поклоны пусть будут твоими; я приемлю твои труды на себя, ибо ты послушал меня, и от меня взыщет Господь душу твою".
   Таким образом, труды доблестного сына и воздыхания отца его к Богу, равно как сугубая молитва их, сливались во едино, - и оба они веселились о Господе, оба ограждали внутренно душу свою.
   Итак, для нас должно быть ясно, что почитать родителей, это - первая и самая священная обязанность детей.

СЛЕДСТВИЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДИ О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ

   Страшны угрозы, которыми слово Божие поражает детей, злословящих своих родителей и досаждающих им.
   Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы, глаз, насмехающихся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные (Притч. 20: 30, 17). Так или иначе, рано или поздно, но Божие наказание постигнет детей, оскорбляющих своих родителей.
   Вот несколько рассказов о наказании Божием за непочтение к родителям.
   Блаженный Августин рассказывает следующий несчастный случай, постигший в его время целое семейство в Кесарии Каппадокийской, от неосторожности матерних клятв. Одна мать, будучи сильно огорчена старшим из сыновей своих в присутствии младших, которые не только не удержали брата от дерзкого поступка против матери, но и не подали ей никакой защиты, несмотря на то, что всех их было девять, - как бы в отмщение за нанесенное ей оскорбление, тут же стала проклинать всех их, без разбора. Сила клятв материнских так была действительна, что старший из них, как виновнейший, дерзнувший даже нанести побои матери своей, тотчас же разбит был параличом, так что все члены его подверглись непрестанному дрожанию и биению; вслед за тем, по очереди старшинства, подверглись такому же недугу, в течение года, и все прочие. Стыдясь своих сограждан и самых стен города, в которых еще тягостнее становилось для них это состояние, они принуждены были оставить их и, рассеявшись в разные стороны, блуждали по целой империи римской. Это происшествие, показывает, как велика сила родительского не только благословения, но и самого проклятия, даже неумышленного; как тяжело грешат те родители, которые или во гневе, или от злости, или вообще по безрассудности проклинают детей своих, как, наконец, сами дети вдвойне грешат, делаясь виновными перед судом Божиим, и за себя и за родителей, когда своими против них поступками (какой бы важности эти поступки ни были) доводят их до такого состояния, что они решаются, часто без размышления, изрекать проклятие на детей своих.
Преподобный Александр Свирский    Непочтительные дети, лишаемые благословения родителей, теряют и Божие благословение. От таковых Бог не принимает ни молитв, ни жертв. Во дни преподобного Александра Свирского был следующий случай: по освящении одного храма во имя святой Троицы, преподобный, после молебна, собирал от богомольцев жертвы на храм. Один поселянин, по имени Григорий, тоже хотел подать от себя что-то. Но преподобный не принял жертвы. Два и три раза Григорий пытался положить свой дар в эпитрахиль преподобного. Но прозорливый старец сначала молча отталкивал его руку, а наконец сказал: "рука твоя смердит, ты бил ею мать свою и тем навлек на себя гнев Божий" - "Что же мне делать"? - спрашивал Григорий. "Ступай, испроси прощение у матери своей и впредь не смей оскорблять ее". Совет этот пригоден для всех детей, которые грубым, непочтительным обхождением имели несчастье оскорблять своих родителей.
Преподобный Парфений Лампсакийский    Дети, которые к родителям относятся без должного почтения, лишаются покрова и милости Божией. Вот одна назидательная повесть об этом. Однажды к преподобному Парфению Лампсакийскому приведен был юноша, которого жестоко мучил нечистый дух. Парфений, как человек праведный, любящий людей, как братьев, от всего чистого сердца, обыкновенно как видел страждущего, так сам с Божией помощью помогал несчастному своими молитвами. Но, посмотрев на этого юношу, он выказал недовольство. Родители, припадая к ногам Божия человека, слезно молили его, чтобы он умилосердился о сыне их и избавил его от опасной болезни. На это подвижник говорил им: "ваш сын недостоин исцеления, ибо дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он почти отцеубийца". Родители ужаснулись, но Парфений их спросил: "сын ваш часто оскорблял вас?" - "Так", - отвечал отец. "Вы молились в горести души вашей, продолжал Парфений, чтобы Господь наказал его?" - "Согрешили пред Господом" - со вздохом отвечали отец и мать. Тогда Парфений сказал: "пусть же он и страдает, как заслуживший это наказание". Но нежно любящиее родители, болезнуя сердцем о своем сыне, не переставали проливать слезы и умолять преподобного, чтобы он испросил прощение их сыну. Преклоненный такими горячими мольбами, Парфений благословил юношу и, помолившись, исцелил его".
   Непочтение родителей, по учению слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности, есть величайшее нравственное преступление.
   В первой главе Послания к Римлянам, святой апостол Павел, рисуя картину языческой развращенности, завершает ее следующим описанием: люди сделались дерзкими, надменными, тщеславными, изобретательными на зло, непослушными родителям (см. Рим. 1: 28-31).
   Хотя детская привязанность врожденна, но все же воспитание может возвысить, увеличить и облагодарить ее. Евреи, мудростью которых мы можем воспользоваться, требовали детской привязанности с усиленной настойчивостью. Эта привязанность составляла основу древней патриархальной жизни. Книги Притчей и Екклесиаста полны похвал детской привязанности и строго угрожают непослушным и непочтительным детям. В еврейской истории прекрасный Иосиф выставляется не только образцом юношеской чистоты, но и сыновней любви. С другой стороны, у евреев весьма велика ненависть к памяти красивого, но испорченного Авессалома.
   Когда Ной лежал обнаженный в своей палатке, его сын Хам заслужил вечное проклятие своими грубыми насмешками, которые оскорбили нравственное чувство даже в том суровом мире. Сим же и Иафет заслужили вечное благословение за свою неизменную почтительность, вследствие которой они покрыли наготу своего отца.
   Поэтому, будем помнить, что в своей семье всегда и везде мы должны нести бремена друг друга (Гал. 6: 2), что грех и порок одного лица всегда будут и останутся позором и страданием всей семьи. Родственные узы, соединяющие нас с каждым отдельным членом семьи, - узы неразрушимые.

В ЧЕМ ДОЛЖНО ВЫРАЖАТЬСЯ ПОЧТЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

Император Николай II с детьми    Почитание родителей - это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово "почитай" заключает в себе слово "люби", потому что без любви нет истинного почитания. В частности, пятая заповедь предписывает следующие обязанности:
   1. Почтительно обходиться с родителями. Почитание есть особый род уважения, связанный с осознанием тех лиц, которых человек почитает, выше, ценнее и значительнее себя. Почтительное обхождение требует, чтобы мы каждым действием, каждым словом выражали вежливость, предупредительность, услужливость, кротость и незлобие. Премудрый учит: помяни отца твоего и матерь твою, когда будешь сидеть посреди вельмож. Не забывайся пред ними и не безумствуй в своем обращении, чтобы желать совсем не родиться и проклинать день своего рождения (Сир. 23: 17-18), т. е. не стыдись своего низкого происхождения и своих бедных и необразованных родителей. Было бы признаком крайней неблагодарности и крайне неблагородно терять снисхождение и почтение к тем, которые сами терпели слабости нашего детства, любили нас всеми силами своей души, молились за нас от всего сердца, не покидали нас когда мы во младенчестве докучали им своими воплями, в отрочестве им досаждали упрямством и шалостями, ласкали нас и утешали, когда мы скучали в их присутствии. Чадо, - учит Премудрый, - заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его. Аще и разумом оскудеет, прощение иный и не обесчести его всею крепостию твоею (Сир. 3: 12-13).
Император Николай II с детьми    2. Повиноваться родителям. Послушание родителям необходимо воспитывать потому, что через это качество человек отучается (пусть и не сразу и нелегко) от своеволия и вседозволенности, и учится слушаться Бога. Кроме того, за послушанием следуют и его спутники, столь важные в христианском служении: ответственность, преданность, смирение. Дети должны исполнять приказания родителей и не делать того, что они запрещают и что им неугодно, должны с покорностью принимать наставления и советы родителей. Только те повеления и советы родителей необязательны к исполнению, которые противны вере и нравственности, законам церковным и гражданским. Дочь Иродиады, конечно, поступила бы справедливо, если бы не исполнила желания своей матери, требовавшей главы Иоанна Крестителя. Ионафан, сын Саула, не усомнился войти в противоречие со своим родителем, представляя ему, сколь несправедлива его ненависть к Давиду (см. 1 Цар. 19: 20). Но и в подобных случаях дети должны быть в отношении к родителям кроткими и вежливыми.
   Наши родители любят своих детей, несмотря на все их недостатки, своенравие и бессердечие. И дети должны слушаться своих родителей и быть им за все благодарными, понимая, что ничем за благодеяние их мы не можем им воздать. Прежде всего, родителей должно слушаться, когда их воля, их требование согласуется со словом Божиим. Христианину свойственно никакого дела, предприятия без совета и благословения родителей не начинать. Следует особенно беречься от оскорбления их грубым словом, но хорошо со всякой учтивостью и смирением с ними говорить и им отвечать. Во всякой нужде и недостатке христианин никогда не оставит родителей, но всегда поможет и послужит им, а особенно в старости.
   Крепче, сильнее родителей детей никто не полюбит, и искреннее, больше добра им никто не пожелает. Советы, наставления, приказания, которые отец и мать делают детям, все и всегда исходят из доброжелательства и любви. Даже взыскания и наказания родительские и те проистекают из желания детям добра. Родители хотят, чтобы дети их были разумные и честные люди, и стараются подавить и ослабить дурные наклонности, какие в них замечают.
Император Николай II с детьми    Эта глубокая, нежная любовь родительская обязывает детей с полною готовностью и признательностью принимать от них и советы и выговоры, как бы ни казались они неприятны для самолюбия. Нехорошо поступают дети, нехотя и с видимым неудовольствием выслушивающие упреки родительские. Преступно и в высшей степени безнравственно со стороны детей на советы родителей отвечать грубостью. "Мы уже не маленькие, - позволяют иногда взрослые дети говорить отцу и матери, - что вы нас учите? оставьте ваши наставления для других". - "Что вы понимаете, - не в диковину ныне родителям услышать от своих детей и такие речи: вы люди старые: теперь совсем другие обычаи, другие нравы, другие взгляды". Слезами и кровью обольется сердце родительское от таких слов сына или дочери, и эти слезы вопиют на небо, к Богу правды, и низведут оттуда на грубых детей неблагословение. Допустим, что совет отца или матери, по старости их или другим причинам, будет неисполним, и тогда дети обязаны почтительно выслушать его. Дети могут оставаться при своем мнении, но резкими и грубыми ответами огорчать и оскорблять родителей они никогда не имеют права и не должны.
   3. Питать и покоить родителей во время нужды, скорби, болезни и старости, хотя бы мы сами были в нужде, в скорби, в немощи. Иисус Христос, во всю земную жизнь Свою почтительный к Матери, не забыл Ее и среди крестных страданий и поручил заботиться о Ней возлюбленному ученику Своему, который должен был заменить для Нее Сына, - и с того часа взял Ее к себе (см. Ин. 19: 26-7). Какой трогательный и для всех достоподражаемый образец сыновней заботливости о матери!
   Помня, как много хлопотали и трудились для них родители, дети, по чувству любви и признательности, должны делать все, приятное и полезное к успокоению отца и матери, особенно в преклонные годы их. Под старость силы у человека слабеют, и является множество немощей: тут-то дети и пусть покажут всю свою преданность к отцу и матери. Самая незначительная услуга, самая простая ласка, оказанная во время, с охотою, всегда обрадует и утешит сердце родительское. Не требуется тут ни трат больших, ни богатства: нужна одна любовь, любовь искренняя, горячая; она подскажет, что нужно делать для родителей.
   Особенно больно и тяжело смотреть на бедных и старых родителей, которых молодые дети и знать не хотят. А жестоким и бесчувственным детям следует знать следующие грозные слова апостола Павла: если кто о своих, особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного (1 Тим. 5: 8). Дети должны молить Бога, да продлит Он жизнь их родителей, да утвердит их на пути благочестия и добродетели и этим путем да приведет их к вечному блаженству.
   Обязанности детей к родителям не оканчиваются смертью последних. Дети должны и по смерти родителей, так же, как и при жизни, молиться о спасении душ их, особенно во время церковного богослужения и совершения Божественной литургии, и исполнять их завещания, непротивные закону Божию.

ОТЧЕГО ПРОИСХОДИТ НЕПОЧИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Святые Царственные Страстотерпцы    Могут расстраивать добрые чувства детей излишняя строгость родителей -усиленное старание направлять их жизнь по своей воле, не сообразуясь с их наклонностями. И апостол говорит: отцы, не раздражайте чад своих (Еф. 6: 3). Но нынешние родители скорее грешат ослаблением власти, данной им от Бога, уступают они во многом своим детям, балуют их чрезмерно. Многие родители отталкивают своих детей сухим с ними обращением, вымещают на них свои личные жизненные неприятности, или требуют от них лишнего, особенно по своей прихоти, или только для того, чтобы показать им свою над ними власть. В этом случае гордость приказаний вызывает непременно гордость сопротивления.
   К прискорбию, следует отметить, что в наше время во многих семьях на религиозное воспитание детей не обращается родителями достаточного внимания. Так, иногда много заботятся о телесном здоровье их, о красивой одежде, о доставлении им всевозможных развлечений и удовольствий; а о душе их вообще мало забот, и попечений. Часто родители говорят детям: "ходите в церковь, учитесь закону Божию". Но дети сердцем понимают, что не это главный предмет забот родителей; к тому же и не видят со стороны последних поощряющего примера. Для укрепления в детях страха Божия, прежде всего нужен пример родителей, воспитателей и вообще всех, имеющих влияние на детей. Ныне часто дети, по образу жизни их родителей, вовсе не молятся Богу, не посещают храмов Божиих в праздники, даже забывают о них. Вместо страха Божия, вместо любви к Церкви пред умами и сердцами детей властно утверждается другое начало: житейская польза. Они приучаются ценить вещи не в соответствии с тем, как это угодно Господу, а по тому, насколько они выгодны. А требуется вести душеспасительные, назидательные, на основе церковного Предания, беседы с детьми, учить их молитве, вере и пониманию того, что соответствует воле Божией и что нет, подтверждая благие слова столь же добрым примером их личного нелицемерного исполнения в духе любви. Так воспитываются граждане Царствия Небесного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Господь сказал: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Поэтому, прежде всего и более всего родителям следует заботиться об утверждении детей своих в вере и благочестии; тогда они будут и послушными детьми, и верными служителями Небесного Царя и Отечества. Ведь тому человеку, который с детства научен почитать родителей, удобно и органично перейти и к почитанию Бога и отношению к Нему, как к Небесному Отцу. И родителям очень важно проверять себя, укоренена ли их любовь к детям в Боге, является ли она свободной, чистой, дающей возможность детям найти Бога и пережить встречу с Ним; нет ли в ней эгоизма, чувства "собственничества".
Разработка и дизайн сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235