Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле

ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
О ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
Литургия преждеосвященных даров     Литургией Преждеосвященных Даров называется такое богослужение, во время которого предлагаются верующим для благоговейного поклонения и причащения Святые Дары, освященные прежде, на полной Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста.
    Совершение полной Литургии, в состав которой входит освящение Даров, в христианской древности сопровождалось общей трапезой, называемой "вечерею любви", и было для христиан торжественным празднеством. Древние христиане Литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхою, потому что присутствовали при этой Литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Такое празднество Церковь признала не соответствующим дням покаяния и строгого поста Святой Четыредесятницы и потому постановила правилом (49-м Лаодикийского Собора) не совершать полной Литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие дни Великого поста, - но с другой стороны, имея в виду обыкновение древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением, хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении небесною пищею, постановила предлагать им в дни Великого поста Дары преждеосвященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало Литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени святого Григория Двоеслова, епископа Римского (умер в 604 году), который собрал и изложил письменно чин Литургии Преждеосвященных Даров, отчего она и стала известна с его именем. Шестой Вселенский Собор окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни Четыредесятницы.
Священник К. Субботин.
"Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви"

    Во время Литургии Преждеосвященных Даров, после песнопения "Свете тихий", чтец в центре храма читает две паремии: одну - из книги Бытия, повествующую о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и его несчастных последствиях, другую - из Притчей Соломоновых.
    После первой паремии священник перед престолом, держа в руках кадило и стоявшую пред Святыми Дарами свечу, осеняет крестообразно народ и возглашает:
    Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех!
    При этом благословении предстоящие преклоняются до земли, изъявляя тем свое благоговение к Превечному Свету, просвещающему все концы земли.
    После ектиний об оглашенных открываются Царские врата и вместо Херувимской песни хор поет:
    Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа.
    Во время этой песни Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, причем все молящиеся преклоняются до земли, воздавая тем должное поклонение Телу и Крови Христовым. При этом перенесении Святых Даров поминовение не возглашается, так как оно сделано было на той Литургии, где освящались Святые Дары.
    В конце Литургии Преждеосвященных Даров верующие могут причаститься Святых Христовых Таин. Не принято лишь причащение младенцев за этой службой.

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, глас 4

    Иже от Бога свыше Божественную благодать восприемь, славне Григорие, и Того силою укрепляем, евангельски шествовати изволил еси. Отону дуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблажение: Егоже моли, да спасет души наша.
    "Восприняв от Бога благодать и укрепляясь Божественною силою, ты, всеславный Григорий, решился следовать евангельским путем. Потому и награду за труды получил от Христа, - моли же Его о спасении наших душ".

    Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, родился в Риме около 540 года. Дедом его был папа Феликс; его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана также причислены Римской церковью к лику святых. Получив блестящее светское образование, он достиг высоких государственных должностей. Ведя богоугодную жизнь, он всей душой стремился к монашеству. После смерти отца святой Григорий истратил все свое состояние на устройство шести монастырей. В Риме он основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного и, променяв свои палаты на тесную келью, принял там иноческий постриг. Затем, по поручению папы Пелагия II, святой Григорий долго жил в Византии. Там он написал "Толкование на книгу Иова". После смерти папы Пелагия на Римскую кафедру был избран святой Григорий. Считая себя недостойным, святой в течение семи месяцев не решался принять столь ответственное служение, и лишь уступая мольбам клира и паствы, принял посвящение.

    Мудро управляя Церковью, святитель Григорий неустанно насаждал Слово Божие. Святой Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Утвержденный Шестым Вселенским Собором, этот чин был принят всей Православной Церковью.
    Он ревностно боролся с ересью донатистов; обратил к истинной вере жителей Британии - язычников и готов, приверженных арианской ереси.

    Святитель Григорий оставил после себя многочисленные творения после появления его книги "Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов" святителя стали называть "Двоесловом", то есть "ведущим диалог, собеседником". Особенной известностью пользуется его "Правило пастырское" (или "О пастырском служении".) В этом творении святитель Григорий всесторонне описывает образ истинного пастыря. До нас также дошли его письма (848), содержащие нравственные наставления.

    Святитель Григорий возглавлял Церковь в течение 13-ти лет, заботясь обо всех нуждах своей паствы. Он отличался необыкновенным нищелюбием, за которое сподобился зреть Самого Господа.
    Скончался святитель в 604 году, мощи его почивают в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

    Память святителя Григория празднуется 12/25 марта, которое, как правило, приходится на период Великого поста.

ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННАЯ

Литургия преждеосвященных даров     После долгого чтения часов с коленопреклоненными молитвами на клиросе горько-горько запели: "Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем"…
    Литургия с таким величавым и таинственным наименованием "преждеосвященная" началась не так, как всегда… Алтарь и амвон в ярком сиянии мартовского солнца. По календарю завтра наступает весна, и я, как молитву, тихо шепчу раздельно и радостно: ве-с-н-а! Подошел к амвону. Опустил руки в солнечные лучи и, склонив набок голову, смотре, как по руке бегали "зайчики". Я старался покрыть их шапкой, чтобы поймать, а они не давались. Проходивший церковный сторож ударил меня по руке и сказал: "Не балуй". Я сконфузился и стал креститься.
    После чтения первой паремии открылись царские врата. Все встали на колени, и лица богомольцев наклонились к самому полу. В неслышную тишину вошел священник с зажженной свечой и кадилом. Он крестообразно осенил коленопреклоненных святым огнем и сказал:
    - Премудрость, прости! Свят Христов просвещает всех"...
    Ко мне подошел приятель Витька и тихо шепнул:
    - Сейчас Колька петь будет… Слушай, вот где здорово!
    Колька живет на нашем дворе. Ему только девять лет, и он уже поет в хоре. Все его хвалят, и мы, ребятишки, хоть и завидуем ему, но относимся с почтением.
    И вот вышли на амвон три мальчика, и среди них Колька. Все они в голубых ризах с золотыми крестами и так напомнили трех отроков мучеников, идущих в печь огненную на страдание во имя Господа.
    В церкви стало тихо-тихо, и только в алтаре серебристо колебалось кадило в руке батюшки.
    Три мальчика чистыми, хрустально-ломкими голосами запели: "Да исправится молитва моя... Яко кадило пред Тобою... Вонми гласу моления моего..."
    Колькин голос, как птица, взлетает все выше и выше и вот-вот упадет, как талая льдинка с высоты, и разобьется на мелкие хрусталинки.
    Я слушаю его и думаю: "Хорошо бы и мне поступить в певчие! Наденут на меня тоже нарядную ризу и заставят петь… Я выйду на середину церкви, и батюшка будет кадить мне, и все будут смотреть на меня и думать: "Ай да Вася! Ай да молодец!" И отцу с матерью будет приятно, что у них такой умный сын…"
    Они поют, а батюшка звенит кадилом сперва у престола, а потом у жертвенника, и вся церковь от кадильного дыма словно в облаках.
    Витька - первый баловник у нас на дворе, и тот присмирел. С разинутым ртом он смотрит на голубых мальчиков, и в волосах его шевелится солнечный луч. Я обратил на это внимание и сказал ему:
    - У тебя золотой волос!
    Витька не расслышал и ответил:
    - Да, у меня не плохой голос, но только сиплый маленько, а то я бы спел!
    К нам подошла старушка и сказала:
    - Тише вы, баловники!
    Во время "великого входа" вместо всегдашней "Херувимской" пели: "Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится".
    Тихо-тихо, при самой беззвучной тишине батюшка перенес Святые Дары с жертвенника на престол, и при это шествии все стояли на коленях лицом вниз, даже и певчие.
    А когда Святые Дары были перенесены, то запели хорошо и трогательно: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем". По закрытии царских врат задернули алтарную завесу только до середины, и нам с Витькой это показалось особенно необычным.
    Витька мне шепнул:
    - Иди, скажи сторожу, что занавеска не задернулась!..
    Я послушался Витьку и подошел к сторожу, снимавшему огарки с подсвечника.
    - Дядя Максим, гляди, занавеска-то не так…
    Сторож посмотрел на меня из-под косматых бровей и сердито буркнул:
    - Тебя забыли спросить! Так полагается…
    По окончании литургии Витька уговорил меня пойти в рощу:
    - Подснежников там страсть! - взвизгнул он.
    Роща была за городом, около реки. Мы пошли по душистому предвесеннему ветру, по сверкающим лужам и золотой от солнца грязи, и громко, вразлад пели только что отзвучавшую в церкви молитву: "Да исправится молитва моя"… и чуть не переругались из-за того, чей голос лучше.
    А когда в роще, которая гудела по-особенному, по-весеннему, напали на тихие голубинки подснежников, то почему-то обнялись друг с другом и стали смеяться и кричать на всею рощу… А что кричали, для чего кричали - мы не знали.
    Затем шли домой с букетиком подснежником и мечтали о том, как хорошо поступить в церковный хор, надеть на себя голубую ризу и петь: "Да исправится молитва моя".
Василий Никифоров-Волгин "Серебряная метель"
Разработка сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235