Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле

ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Содержание:
1. Понедельник четвертой седмицы.
2. Вторник четвертой седмицы.
3. Среда четвертой седмицы.
4. Четверг четвертой седмицы.
5. Пятница четвертой седмицы.
6. СУББОТА ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ.
7. НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПАМЯТЬ ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА.
8. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
9. ПОУЧЕНИЕ НА ПАССИИ ПО ТРЕМ ПЕРВЫМ СЛОВАМ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА
ПОНЕДЕЛЬНИК ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ

Те, кто с верой и любовью поклоняются Кресту,
знают присущую ему силу и
пользуются ею для победы над диаволом.

Святитель Иоанн Златоуст

   Благоговея пред Животворящим Крестом и призывая нас на поклонение ему, Церковь в четвертую седмицу взывает: "Святая сия и светоносная седмица предлагает миру Всечестный Крест: приидите, поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и Всечестный Крест есть для нас сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати и, как источник, кипит Божественными дарованиями; он утоляет прегрешения, разрешает болезни. Только водрузилось древо Креста Христова, поколебались основания смерти. Поклонимся Кресту Господню".
   Примером Господа, смирившего Себя до смерти крестной, Церковь, по достижении средины святого поприща поста, особенно внушает нам смирение, которое по мере преуспеяния в благочестии становится необходимее, дабы гордостию и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления. Для сего Церковь в четвертую седмицу Четыредесятницы многократно напоминает о смирении мытаревом и превозношении фарисеевом. "Не возвышайся добродетелями и не осуждай ближняго, как велихвальный фарисей, считая себя праведным, но в смиренном помышлении о своих согрешениях возопи, как мытарь: "Боже, очисти мя грешного и спаси мя".
   Святой Амвросий Медиоланский в IV веке в преполовение Четыредесятницы говорил: "Возблагодарите, братие, Божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за сей дар достойно возблагодарить могут только те, кои доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы, то есть те, кои старались испросить себе отпущение грехов ежедневным постом, милостынею и посещением церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве или молились без сокрушения сердечного, то сии должны не радоваться, а скорбеть и плакать".
Протоиерей Григорий Дебольский.
"Дни богослужения Православной Церкви"

О СИЛЕ КРЕСТА

   Для того Церковь и воздвигает Крест Христов, чтобы, воинствуя с этим знамением, ты побеждал врагов своих. Ибо и воины царя земного, когда держатся около военного знамени, лучше ополчаются против врагов, и тот воин, который удаляется от него, скорее погибает.
Святитель Димитрий Ростовский

   Смотри, как вооружил последующего Ему воина Небесный Царь! Не щит дал Он, не шлем, не лук, не броню, не другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче, - силу Креста, знамение победы над демонами.
Святитель Иоанн Златоуст

   Я сам пользовался этим оружием (т. е. оружием св. Креста) против всех врагов. Вооружи им себя, дабы, вооружившись, мог и ты победить сего врага.
Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

   Нам ныне также является на небе церковном Крест Христов, чтобы и мы этим знамением побеждали врагов и держались около него. Возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы мы побеждали и поражали бесов, и мы сами, падшие, восстали и исправились.
Святитель Димитрий Ростовский

   Если ты изобразишь на себе Крест с великой верой, не сможет приблизиться к тебе ни один из нечистых духов, видя тот меч, от которого получил смертельную рану.
Святитель Иоанн Златоуст

   Если ты, брат мой, всегда будешь употреблять святой Крест в помощь себе, то не приидет к тебе зло и рана не приближится к телеси твоему (Пс. 90, 10).
Преподобный Ефрем Сирин

   Крест - глава нашего спасения; Крест - причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде поклонявшиеся древам и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; через него земля, наконец, сделалась небом. Крест - твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце Правды - нашего Спасителя.
Святитель Иоанн Златоуст

СИЛА КРЕСТА

   Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада ее, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотию и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, - взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, - укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с ее страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать ее в страстях ее и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, - как бы так вещает нам Господь со Креста, - что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом победившего врагов наших, - и побеждайте. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский



ВТОРНИК ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ

Крест - знамение будущего бессмертия.
Преподобный авва Исаия

   Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы чтим Крест и поклоняемся ему, и изображаем его как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест - величайшая слава и сила, ибо вся наша сила - в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша - в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил даже умереть между злодеями и разбойниками.
Преподобный Симеон Новый Богослов

О ВЕЛИКОЙ ТАЙНЕ ИСКУПЛЕНИЯ

   Чрезвычайно, божественно, дивно и всякое чудотворение Христово, но всего дивнее честный Его Крест.
Преподобный Иоанн Дамаскин

   Если бы не было Креста, то Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то не истекли бы из ребра потоки бессмертия, кровь и вода, очищающие мир.
Преподобный Андрей Критский

   За нас пострадал бесстрашный Владыка, за нас распят Единый Безгрешный... за нас нечестивых предан смерти Христос Спаситель наш.
Преподобный Ефрем Сирин

   Не по той ли причине Христос предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их (грехи), Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: "поднял" или "вознесет"? Для того, чтобы обозначить Крест, потому что на Нем был пригвожден ко Кресту грех: крестом были разрешены грехи.
Святитель Иоанн Златоуст

   Христос именуется избавлением (2 Кор. 1, 10), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную.
Святитель Григорий Богослов

   Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасения верующих в Него и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть.
Святой мученик Иустин

   Христос даровал нам эту благодать, сообщив нам дар Своего милосердия, победив смерть Крестом Своим, искупив верующих ценою Своей крови, примирив человека с Богом Отцом, оживотворив небесным возрождением.
Святитель Киприан Карфагенский

   Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с Креста молитву и за тех, которые вознесли Его на Крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.
Святитель Филарет Московский

О КРЕСТНОЙ СМЕРТИ СПАСИТЕЛЯ

   Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную? Кто это спрашивает, тот пусть ведает, что сия именно, а не иная какая-либо смерть могла быть спасительною для нас, и ее-то претерпел Господь для нашего спасения. Ибо если Он пришел для того, чтобы Самому на Себе понести бывшую на нас клятву, то каким бы иным образом соделался Он клятвою, если бы не понес смерти, бывшей под клятвою? А такая смерть и есть крестная, ибо написано: проклят всяк висяи на древе (Гал. 3, 13). Во-вторых, если смерть Господа есть искупление всех, если ею разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2, 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.
Святитель Афанасий Великий



СРЕДА ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ

Вне Креста нет живого познания Христа.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

   Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его - очистить себя и исправить. Он - как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец!
Святитель Феофан Затворник

О НЕСЕНИИ КРЕСТА

   Мы должны понять, что Господь не принуждает нас к ношению Его Креста, то есть к претерпеванию того страдания, какое Он принял ради нас. Он не говорит: если кто хочет идти за Мною, возьми крест Мой, но - возьми каждый крест свои (Мф. 16, 24). Ибо Господь наш знает, что мы не сможем нести Крест Его, - свои же кресты по силе нашей и с Его помощью нести можем.
Святитель Димитрий Ростовский

   И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя - наше успокоение; Его подвиги - наша награда; Его пот - наше облегчение; Его слезы - наше очищение; Его раны - наше исцеление; Его страдание - наше утешение; Его Кровь - наше искупление; Его Крест - наш вход в рай; Его смерть - наша жизнь.
Платон, митрополит Московский

   Крест наш состоит в страхе Господнем. Поэтому как распятый не может двигаться, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что нам приятно и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись. И как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящем, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть для всего, то есть не только для мирских пороков, но и для всего мирского, и обратить все внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

   Каждый человек имеет свой крест, и когда раб Христов ради Божией любви терпеливо несет свой крест, то он приобщается к страданию Господню, а крест его бывает сообразен Кресту Господню. Страдания же наши Господь наш считает как бы Своими страданиями. И как делающим добрые дела сказал об этих делах: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40), так и об обидах, наносимых нам, говорит обижающим нас: так как вы сделали им, сделали Мне. Ибо Господь страдает в нас как бы в Своих собственных членах; мы же, страдающие, как бы собирая куски, оставшиеся от трапезы, собираем некие остатки от страданий Господних, согласно словам апостола: восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол. 1, 24).
Святитель Димитрий Ростовский

КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ

   Господь сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свои, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
   Что значит крест свой? Почему этот крест свои, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?
   Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека - свои.
   Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои.
   Крест свой: греховные недуги или страсти, которые у каждого человека - свои. С одними из них мы рождаемся, другими заражаемся на пути земной жизни.
   Крест Христов - учение Христово (Псал. 118, 38, 120).
   Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов.
   Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым, потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделы-вается причастником Его участи на земле, а потому и на Небе.
   Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его (Гал. 5, 24).
   Отсюда ясно - почему для принятия креста предварительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей.
   Так сильно, обильно усвоился грех падшему естеству нашему, что Слово Божие не останавливается называть его душою падшего человека.
   Чтоб воспринять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум - совершенным неразумением, и наконец предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей.
   Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего. С покорностию Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести ее, уповает, что посредством ее он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самою жизнию.
   Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легость. Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь (Мф. 11, 30).
   Крест возлагается на рамена ученик Христов, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным Промыслом.
   Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.
   Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.
   Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние.
   Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий - и получишь отпущение грехов твоих.
   Распятый на кресте! Познай Христа - и отверзутся тебе врата рая.
   С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его как преступление и богохульство.
   С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, - за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.
   С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного богословия. Вне креста нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом.
   Крест свой изменяется в Крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, - когда несет его с благодарением Христу, со славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делается обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.
   Крест Христов только по наружности своей, для плотских очей есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он - поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением, и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение.
   Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимофею, который терпел страшные муки и приглашал принять ее участие в мученичестве: "Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтоб не изнемочь мне в терпении по молодости лет моих". Ей отвечал мученик: "Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчающим все болезни твои".
   Крест - сила и слава всех от века святых.
   Крест - целитель страстей, губитель демонов.

   Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Не сознающиеся и не кающиеся грешники на кресте своем умирают вечною смертию, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душам в вечный гроб: в темницы ада.
   Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на Небе и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.
   Аще кто хощет по Мне идти, - сказал Господь, - да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)



ЧЕТВЕРГ ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ

Господь мой!
Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего,
привлекши меня к Кресту Твоему
судьбами Твоими.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

   А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал Божественным алтарем, ибо окропился бесценною Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех Своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа Сил, ибо воззрят на Того, Которого пронзили (Ин. 19, 37). И эти пронзившие не почему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого.
   В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение.
Патон, митрополит Московский

О КРЕСТЕ

   Церковь явилась раем, имеющим посреди себя древо жизни - древо Креста!
Преподобный Феодор Студит

   Широта на древе добрых дел твоих касается, христианин! Крестом распростираются тебе руки: Крест - благое и легкое иго, возложенное на тебя, вместо тяжкого, подавляющего бремени закона (Еф. 2, 15). Долгота в Кресте означает долготерпение Божие. Высота крестного древа означает ожидание для свыше благоуповающих. Глубина означает глубину благодати, ниспосланной туне и без заслуг наших, единственно за крестные заслуги Спасителя.
Блаженный Августин

   Как четыре оконечности Креста сосредотачиваются и здесь соединяются, так точно силой Божией держится и высота, и глубина, и долгота, и широта, т. е. вся видимая и невидимая тварь.
Преподобный Иоанн Дамаскин

   Крест есть определитель границ любви высотою неба, глубиною земли, длиною и широтою вселенной.
Преподобный Андрей Критский

   Крест - величайший символ силы и власти Христовой. Представьте себе какие-нибудь две вещи в мире: может ли что устроиться без формы креста, и может ли существовать без этой формы взаимная между ними связь? По морю, например, нельзя плавать, если на корабле сломана мачта; земли нельзя пахать без формы крестообразной; копающие землю, равно как и ремесленники, производят свою работу не иначе, как посредством орудий, имеющих форму креста.
Мученик Иустин Философ

   Все, что нас касается, совершается через Крест. Возродиться ли нужно будет, напитаться ли известною таинственною Пищею, принять ли рукоположение или что-нибудь другое - везде встретим сие знамение победы.
Святитель Иоанн Златоуст

   Смотрите на Крест, углубляйтесь сами и поучайтесь непрестанно, черпайте духом, чего не может исчерпать слово!
Виталий, епископ Могилевский

КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ

   Пусть превозносится этот суетный мир в своей гордыне, пусть тщеславится счастьем своим, пусть услаждается временной сладостью греховной; нам же единая слава и услаждение - Крест Господень: а я, - говорит апостол, - не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Тал. 6, 14).
   И самому Господу нашему Иисусу Христу Крест есть похвала и слава, ибо не только прославился Он, творя многие чудеса, просвещая слепых, исцеляя хромых, очищая прокаженных, поднимая с одров расслабленных и воскрешая мертвых, сколько прославился, претерпевая Крест. Не напрасно Златоуст называет святой Крест славою Сына Божия: "Крест - слава Сыну, как и Отцу слава - Сын; славится Отец в Сыне Своем, славится Сын через Крест Свой". Мы же рассмотрим отчасти, какая похвала апостолу и каждому христианину в Кресте Христовом. И это сделаем на пользу нашу, с Божией помощью.
   Поистине, подобает нам хвалиться разве только Крестом Господа (Гал. 6, 14), так как в Кресте Господнем мы находим воздаяние за наши кресты, по словам Писания: если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17). Ибо как мы являемся общниками с Главой нашим Христом, будучи Его членами, по слову апостола: вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12, 27), так и кресты наши имеют общее с Крестом Господним, и то, что уготовал нам Крест Христов, то и получат в нем кресты наши.
   Не подумай, что Крест Господень, которым хвалится апостол, есть только крест вещественный, сделанный из дерева, но разумей в нем более всего страдание Господа, приняв которое, Он оставил и нам образ, чтобы следовать по стопам Его. И когда я, грешный, говорю о наших крестах, не думай, что они деревянные, или серебряные, или человеческим художеством сделаны из какого-либо иного вещества: это - случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, которыми Господь искушает нас в этой жизни, как золото в горниле. Ибо плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь, - говорит Писание (Притч. 17, 3). И в другом месте: он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную (Прем. 3, 6). Вот наши кресты! И мы должны нести их, благодаря Бога и приобщаясь к страданиям Христовым.
Святитель Димитрий Ростовский



ПЯТНИЦА ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ

Всякий раз,
как ограждаешь себя крестным знамением,
преисполнись великим дерзновением
и всего себя предоставь
в благоугодную жертву Богу.

Святитель Иоанн Златоуст

   Христос пришел и принес прощение, оправдание и жизнь, но дарует это не просто, а при посредстве Креста", - говорит святитель Иоанн Златоуст. В Кресте Христовом - смысл всей жизни и всех дел Спасителя. Божественное истощание Спасителя имело свое завершение на Кресте. Спаситель победил смерть, пройдя через крестные муки. На Кресте совершилось искупление людей от первородного греха. Таким образом, святой Крест как бы воплотил, впитал в себя все страдания и подвиги Спасителя, соделанные во благо человека. Значение креста познается верой. Для того, кто глубоко постиг его значение и с верой осеняет себя им, крест представляет непреоборимое оружие. Крестное знамение соединяет верующего христианина с Богом, охраняет его от злых сил и оказывает ему всякую помощь. Христиане свято чтят Крест Господень. Христианин всю жизнь свою освящает им, осеняя себя и все дорогое и близкое себе знамением крестным. С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы; каждое дело он начинает и кончает крестным знамением, делая все во славу Христову. Крестным знамением христианин начинает день, и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.
Журнал Московской Патриархии, 1962, № 9

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

   Должно изображать крест правой рукой. Полагая на чело три большие перста, говори: "во имя Отца", потом, опустив руку в том же виде на живот, говори: "и Сына", перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: "и Святого Духа". Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом "аминь". Или когда изображаешь крест, можешь говорить: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь".
Священник Григорий Дьяченко

   Если ты изобразишь на себе крест с великой верой, не сможет приблизиться к тебе ни один из нечистых духов, видя тот меч, от которого получил смертельную рану.
Святитель Иоанн Златоуст

   Назнаменуем Животворящий Крест и на дверях, и на челе, и на всем теле своем и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, этим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных.
Преподобный Ефрем Сирин

   Когда ты творишь крестное знамение, вспоминай всю силу креста, все дело нашего спасения, и погасишь свою ярость и все прочие страсти.
Святитель Григорий Богослов

   И что дивного в том, что крест побеждает вредоносные отравы, когда он отверз адские врата, распростер небесные круги.
Святитель Иоанн Златоуст

   Когда ощутишь в себе побуждение к гневу, - прежде всего обратись к Богу и моли Его, чтобы Он унял разыгравшуюся в тебе бурю. Вслед за этим тотчас осени себя святым крестом, которого все боится и трепещет.
Святитель Григорий Богослов

   Крест Господень - наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды.
Преподобный Андрей Критский

   Крест Христов гордого и высокомерного смиряет, беспечного и нерадивого в сердце своем возбуждает, рассеянного подчиняет игу своего учения, жестоковыйного и свирепого укрощает и, вообще, изменяет всякого, кто только приходит к нему с твердым намерением исправить свою жизнь.
Преподобный Феодор Студит

О СИЛЕ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ

   Враги святителя Иулиана, желая умертвить его, подкупили его слугу подложить яду в питье. Узнав по откровению Божию о злом умысле, епископ Иулиан призвал их к себе и, взяв чашу с отравленным питьем, сказал: "Вы хотите умертвить ядом смиренного Иулиана; вот я перед вами пью эту чашу". Потом три раза осенил чашу с ядом крестным знамением и, выпив, остался невредим. Злоумышленники, раскаявшись, умоляли святого мужа о прощении, и он простил.
   Когда святой мученик Ермий вышел невредимым из раскаленной печи, в которую ввержен был мучителями, тогда правитель призвал волхва и приказал отравить его ядом. Ермий принял яд, наперед помолившись и осенивши чашу крестом, и остался жив. Таким образом на нем исполнились слова Спасителя, который сказал о верующих: и если что смертоносное выпьют, не повредит им (Мк. 16, 18).

   Святой Кирилл Иерусалимский, рассуждая в тринадцатом огласительном поучении своем о крестном знамении, между прочим говорит, что оно есть страх для злых духов. И действительно так.
   Когда святой Иоанн Златоуст сделался патриархом Цареградским и однажды говорил проповедь, в то время одного бывшего в церкви бесноватого бес сотряс, поверг на землю, и одержимый стал кричать таким страшным голосом, что все бывшие в церкви ужаснулись. Иоанн же велел привести бесноватого к себе, сотворил на нем знамение честнаго креста, и бес тотчас же оставил человека.
Четьи-Минеи



17 МАРТА - СУББОТА ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Молись за усопших с верою
и надеждою милосердия Божия.

Святитель Филарет Московский

   Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: Будем есть и пить, ибо завтра умрем. Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь - это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при общем воскресении.
   Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече...
   Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии) и других молитв.
   Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосии был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" - спросил иеромонах. - "Да, это верно, - ответил св. Феодосии, - но приношение на литургии сильнее моих молитв".
   Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".
   Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них, и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".
   Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
   О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим...
   Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
Архиепископ Иоанн (Максимович)

ПЕСНОПЕНИЕ ПАНИХИДЫ

Тропарь, глас 4
   Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
   "Ты - Бог, сошедший в ад и прекративший страдания узников. Ты Сам и душу раба Твоего упокой".

Стихира, творение святого Иоанна Дамаскина, глас 2
   Увы мне, яковый подвиг имать душа разлучающися от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! Ко Ангелом очи возводящи бездельно молится: к человеком руце простирающи, не имать помогающаго. Темже возлюбленнии мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашым велию милость.
   "О, как страдает душа, разлучаясь с телом! О, сколько она проливает в это время слез, и некому ее пожалеть! Обращает она взоры к Ангелам - и напрасно молит их; простирает руки к людям - и некому помочь. Поэтому, возлюбленные мои братья, уразумев краткость нашей жизни, попросим у Христа упокоения переселившемуся от нас, а своим душам великой милости".

Стихира, творение святого Иоанна Дамаскина, глас 1
   Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; Кая ли слава стоит на земли непреложна; Вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и сия вся смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и в наслаждении Твоя красоты, егоже избрал еси, упокой, яко Человеколюбец.
   "Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение - и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец, упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею".

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

   Живые и оставшиеся на земле веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Как Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего.
Святитель Епифаний Кипрский

   Христианин, знающий, что все в мире происходит по воле любящего Бога, не должен предаваться ни чрезмерной скорби, ни впадать в отчаяние оттого, что смерть отнимает у него родных и близких. Умерло у тебя детище или друг, а ты рассуждай, что детище не умерло, но отдано назад, что друг не скончался, но отправился в путь и ушел от тебя несколько вперед по той же дороге, по которой и нам будет необходимо идти.
Святитель Василий Великий

   Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь... Нехорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца... Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

   He пропускай случаев молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению о нем его родственников, друзей, почитателей или знакомых. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше пред Ним. Кроме того, молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других: она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

НАШЕ ЖИТЕЛЬСТВО НА НЕБЕСАХ

   Чудеса в таком обилии, как очевидные доказательства всемогущества Того, Чьим именем или Кем они совершались, были нужны только вначале - при первом распространении нашей святой веры, так как и действительно они нужны только для неверующих или для утверждения слабых в вере. Теперь только некоторые из чудес совершаются святыми Божиими. Да, не ныне и не нам, грешным, делать такие чудеса. Но они и не нужны. Довольно для нас и того величайшего чуда, которое однажды навсегда совершено Сыном Божиим. Мы разумеем чудо воплощения Бога Слова, Его страданий, крестной смерти за нас и воскресения из мертвых. Грех нам было бы желать еще чудес: только род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (Мф. 12, 39).
   Это чудо превышает собою и должно заменить для нас все чудеса. Оно пролило на тленный мир наш неисчерпаемые токи жизни и бессмертия так, что живем ли мы здесь, на земле, - мы для Господа живем с надеждою бессмертия; и умираем ли - для Господа умираем (Рим. 14, 8), или, что то же, мы, умирая, живы для Него: ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
   Нам теперь нет надобности исцелять всяких больных, тем более воскрешать наших мертвецов; пусть грех и природа берут с людей свой оброк - тление и разрушение, пусть наши усопшие путем смерти переходят в страну бессмертия. Зачем по природе тленное тело воскрешать для вторичного мирского растления, когда оно, как зерно, легло в землю для перерождения в тело нетленное? Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53).
   Зачем душу снова обращать в ее тело для здешней, суетной, скоротечной жизни? Пусть она узнает другую, не суетною, блаженную, вечную жизнь на Небесах. Там всех нас ждет общий наш Спаситель, Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8, 34).
   Нагие же жительство - на небесах (Флп. 3, 20).
   Об этом житии на Небесах, об этом Царстве Небесном Спаситель повелел нам возвещать вам постоянно, братия. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10, 7). Не будем же страшиться слишком смерти: она - проводник наш в Царство Славы.
   Не станем же много скорбеть об умерших, как прочие, не имеющие упования (1 Фес. 4, 13).
   А будем каждый в своем чине, звании и состоянии сами готовиться в страну живых, приготовляя здесь для себя запас добрых дел, для которых мы и созданы. Пусть усопшая почивает до радостного утра воскресения. Что бы она больше выжила здесь, на земле? А выжить, заслужить здесь нужно одно - Царство Небесное. Потому-то мы думаем, что Господь, не хотящий смерти грешному, но чтобы грешник обратился... и жив был (Иез. 33, 11), позвал ее благовременно с нашей грешной земли, и покойная положена в гроб, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. 5, 26).
   Отец Небесный упокоит ее в обителях Небесных, которых у Него очень много, и будет с избытком достаточно для всякой добродетели человеческой.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский



НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
ПАМЯТЬ ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА.

Покаяние - это наше примирение с Богом.
Преподобный Иоанн Лествичник

   Пост - время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких - теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.
   Пост - это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
   Это время примирения, а примирение - это радость Божия и наша радость; это - новое начало.
   Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: "Покаяние - это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся - это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние - это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние - это очищение нашей совести. Покаяние - это готовность без слова ропота и в преображении любовью понести всякую печаль и всякую боль.
   И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына, - Богу, Который столько ждал нас с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас, - как мы можем отозваться такому Богу?
   На это вот еще короткий отрывок о молитве: "Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, - держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел Хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу".
   Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
   Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.
Антоний, митрополит Сурожский

Тропарь святому Иоанну Лествичнику, глас 1
   Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явилса еси, богоносе отче наш Иоанне: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя, и души, верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость. Слава Венчавшему тя. Слава Действующему тобой (Совершающему через тебя) всем исцеления.

Кондак святому Иоанну Лествичнику, глас 4
   На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне, отче наш.
   "Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, на высоту воздержания, как истинную неподвижную звезду, светящую далеким концам земли".


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

Иоанн Лествичник    Угодник Божий преподобный Иоанн жил в VI веке. Он был родом сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором "Лествицы", а по месту благочестивых подвигов - Синаит. На 17-м году своей жизни Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу - на гору небесную (т. е. принял монашество в Синайской обители. - Прим. ред.). Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет - до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни, но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру - это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.

Лествица Иоанна Лествичника    Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большего приближения к Небу. Подобно Моисею, он, по словам автора его жития, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали ("Лествицу рая"), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на Небо.
   Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братнею, он написал книгу для пастырей и таким образом сделался руководителем самих руководителей.
   Преподобный преставился 80-ти лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.
   В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мф. 17-21).
Протоиерей Григорий Дебольский.
"Дни богослужения Православной Церкви"


ПОУЧЕНИЕ НА ПАССИИ
ПО ТРЕМ ПЕРВЫМ СЛОВАМ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Мы окружаем сегодня с вами, возлюбленные други мои, изображение Креста Господня с распятым на нем Божественным невинным страдальцем - Богочеловеком, Спасителем мира.
   Ежегодно в Великом посту Церковь Христова собирает нас на эти богослужения и вызывает в наших сердцах священные воспоминания тех отдаленных дней, когда по любви Своей к людям Бог отдал Сына Своего Единородного на крестные страдания и смерть за искупление грехов всего человеческого рода.
   На Кресте была принесена Жертва умилостивления (Рим. 3, 25) непреложной правде Божией за каждого из нас. Пролитою на Кресте животворящею Кровию Христовой снято с человечества вечное осуждение.

ПОУЧЕНИЕ НА ПАССИИ ПО ТРЕМ ПЕРВЫМ СЛОВАМ СПАСИТЕЛЯ СО КРЕСТА    Христос умирал за всех людей без изъятия. Ему все одинаково дороги, все для Него родные. И подтверждением этому служат семь слов распятого Спасителя, которые Он произнес со Креста пред смертию.
   Из нашей повседневной жизни мы знаем, дорогие мои, что, когда умирает кто-либо из наших близких, его одр окружают родные и с напряженным вниманием вслушиваются в последние слова умирающего. И эти предсмертные слова производят глубокое впечатление и остаются уроком иногда на всю жизнь.
   И в окружавшей Крест Христов толпе тоже были люди, которые с жадностью ловили последние слова своего Учителя и восприняли их как назидание, как руководство в дальнейшей жизни уже без Него.
   Полезно и нам с вами никогда не забывать их. И потому я сегодня позволю себе побеседовать с вами о первых трех словах Божественного Учителя.
   Вот только что были прочитаны из Евангелия отдельные места, повествующие о страшном злодеянии, совершенном иудеями.
   Мы слышали о предательстве, о суде и крестных страданиях нашего Спасителя и Господа.
   Безмерно тяжкой была смерть Спасителя, но и безгранично велики плоды этих страданий и смерти.
   История повествует, что на Голгофе казнили самых тяжких преступников, злодеев через распятие на крестах.
   Мысленно взойдем и мы с вами сейчас на эту Голгофу и представим себе три креста с еще не умершими на них страдальцами.
   С благоговением постараемся представить себе, что там происходит. Обратим прежде всего свой взор на Крест посредине. На нем распят Спаситель мира. По правую и по левую стороны распяты два разбойника. Толпа злорадствует и хулит именно Того, Кто распят на среднем Кресте. На разбойников никто не обращает внимания...
   У подножия Креста воины, только что пригвоздившие ко Кресту невинного, делят между собой Его одежду - это их право. Сердца их настолько очерствели, что они, только что пробив тело живого человека гвоздями и причинив этим физическую боль, уже забыли об этом. Они заняты теперь тем, чтобы получить свою долю из одежды, и одновременно вместе с толпой глумятся над Распятым. И вот это-то поведение людей, среди которых Он творил великие чудеса, причиняют Спасителю душевные страдания, гораздо большие, чем страдания физические.
   Ради спасения людей в последние дни Своей жизни Он доходит до крайних глубин уничижения. Оплеванный, израненный, поруганный, Он висит, умирая на Кресте. А толпа издевательски кричит: если Ты Сын Божий, сойди со Креста!..
   Как мы знаем, Господь безмолвствовал, будто и не слышал всех этих издевательских слов... На самом же деле Его любвеобильное сердце невыносимо страдало от человеческой жестокости, которая ведет людей к их вечной погибели. Он глубоко скорбит о погибающем во зле человечестве и только молится за Своих распинателей.
   Увидев варварское злодеяние, совершенное ими, представив себе всю огромность их вины и всю глубину последствий, которые они навлекли на себя, Он не мог более молчать и открыл Свои Божественные уста для молитвы. Но не за себя, не о Своих собственных муках молит Он. Хотя они так тяжки, что трудно представить себе, как можно их перенести. И все же молится Он не о Себе. Он возводит Свой молитвенный взор горе, к Богу, и просит Его о помиловании тех, которые так безжалостно мучили Его.

   "Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят!" Вот, возлюбленные други мои, первое слово Божественного Страдальца, произнесенное Им со Креста.
   Чем вызваны именно эти слова, произнесенные Спасителем?.. Вызваны они непостижимым для нашего ума человеколюбием Божиим. Он во время Своей проповеди так много сделал добра людям, стремясь спасти их, вернуть к Богу, от Которого они отступили. Сожалел о их душевной слепоте. И вот здесь, в этот страшный для Него Самого момент, Он не думает о Себе, а только жалеет людей. И, так как они сами-то не обращаются к раскаянию, просит за них Своего Небесного Отца. Просит простить их, ибо они "не ведят, что творят"... Простить то злодеяние, которое они сейчас совершают! Скажите, други мои, кто из нас способен на такое?! О бездна неизреченной любви и милосердия Божия!

Неделя Крестопоклонная    Второе слово нашего Господа, произнесенное Им со Креста,- это царское изъявление милости раскаявшемуся грешнику.
   С изумлением слушаем мы разбойника, обратившегося с просьбой к распятому, как и он, на соседнем кресте, в Котором он познал Бога.
   Среди злобных криков толпы, хулившей Христа, вдруг раздается его голос. Он смело исповедует в Нем Бога: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" - говорит он. Своим Господом и Царем называет он Того, Кто в данный момент разделяет участь злодеев, Распятых на крестах.
   Удивляет нас и ответ Христа: "Аминь!" То есть: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
   Некоторые, возможно, удивятся: как это, по первой просьбе грешного человека, просившего всего лишь помянуть его в Царстве Божием, он будет введен в рай.
   Да, странно! Ведь евангелисты повествуют, что оба разбойника вначале хулили Христа. Что же произошло в душе этого человека? Почему он внезапно так изменился? Сердца злодеев обычно темны, полны стремления ко злу и преступлениям... Таким, видимо, был и этот разбойник. Но вот незримый свет Христов, воссиявший на весь мир со страшного орудия пытки Креста, могучей волной проник в сердце разбойника и мгновенно прогнал всю тьму его. Он ярко озарил едва теплившуюся искру образа и подобия Божия, уже готовую было совсем потухнуть от его злодейств. Волна незримой Божественной любви к погибающему роду человеческому, вылившаяся в первом слове Господа, в этой Его первосвященнической молитве за грешный род людской, изумила разбойника и переродила его сердце.
   Так умирать и молиться за Своих распинателей может только один Царь неба и земли. Это сознание изменило, переродило его. И из этого внезапно озаренного сердца излились удивительные слова исповедания, признания Распятого Господом. И воскликнул этот разбойник из глубины своего уверовавшего сердца, из обновленной души: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!"
   Возможно, этот разбойник и раньше слышал что-то о Христе от других. Но тогда его сердце было слишком привязано к миру, чтобы принять новое возвышенное учение Христа. Теперь же, слыша молитву Спасителя за Своих распинателей, он понял, что Христос не только учил людей, но и поступает по слову Своего учения.
   Возможно, он был вместе со Христом у Пилата и знал, в чем Его обвиняют. Знал, Кого иудеи распяли, причислив к злодеям. Был он и свидетелем необычайной кротости и терпения. А также того благородства души и душевного спокойствия, которые обнаруживал Распятый во время Своих страданий.
   Так не умирает ни один преступник - решил он. И вот открылось его сердце для правды, а уста - для неожиданной исповеди. И не только в своей душе почувствовал он облегчение от этого. Его смелое исповедание Распятого и всеми хулимого как Бога и Небесного Царя в какой-то степени смягчило и страдания Самого Христа. Слова его явились как бы целительным бальзамом для исстрадавшейся души Христа. Ведь в защиту Господа никто не выступал. Его только обвиняли и поносили... Да и остался Он совсем один, без Своих учеников и близких. Правда, среди толпы была небольшая группа женщин, всем сердцем преданных Христу. Их пламенная преданность победила страх. Поистине геройская душа живет в женщине! Страх не преградил им дорогу. Они вместе с Богоматерью пробрались сквозь толпу и встали близ Креста. В безмолвной скорби смотрели они на печальное зрелище, на их любимого Учителя. Они не давали Спасителю обещаний никогда не покидать Его, как это делали некоторые из учеников Его. Но вот они здесь, при Кресте, а тех учеников нет. С ними только один любимый ученик Христа Иоанн Богослов стоит рядом с Богоматерью. Все они в великой скорби с жадностью ловят слова, произносимые Святым Страдальцем. Их присутствие одобряет и поддерживает Его.
   Пречистая Матерь Божия полными нестерпимой муки глазами взирает на Своего возлюбленного Сына. Бессильная что-либо сделать для Него, хоть чем-то помочь Ему, Она сама невыносимо страдала. И кто может словами выразить Ее душевную муку?! Проникнутая святой, пламенной материнской самоотверженной любовью, взирает Она на Распятого. Сколько дум роится в Ее голове. Быть может, и сомнения закрались в Ее душу относительно благовестия архангела Гавриила... Как понять, как пережить все случившееся?! И в то же время Она слышала, как молился Ее Сын за распинателей, за весь мир. Слышала и то, как обещал Он разбойнику, что сегодня же тот будет с Ним в раю. О, как Она сама хотела бы умереть со Своим Сыном, чтобы тоже сегодня войти с Ним в рай и никогда больше с Ним не разлучаться... Сердцеведец Господь нашел слова утешения и для Своей Пречистой Матери. Она должна еще остаться на земле для продолжения Его проповеди, и Он заботливо вручает Ее сыновнему попечению Своего любимого ученика.

   И вот в третий раз Христос Спаситель открывает Свои пречистые уста для слов любви, в этот раз предназначенных Пречистой Его Матери: "Жено! Се, сын Твой!" С особой нежностью и по-человечески трогательно произносит Спаситель, обращаясь к Богородице... А затем, глядя на ученика Своего, добавляет: "Се, Матерь твоя!" Этими словами Христос, умирающий на Кресте, утешил и ободрил не только Богоматерь, но и весь род человеческий, вручив в лице Иоанна Богослова Ее Материнскому попечению всех людей, в том числе и нас с вами. Вот видите, возлюбленные, какое значение для нас с вами имеет Крест Христов. Он дает нам урок любви друг ко другу.
   Любовь Христова к нам зажигает ответную благодарную сыновнюю любовь к Отцу Небесному. И я горячо желаю вам, чтобы она никогда в вас не угасала.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин


Разработка сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235