Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
15 ФЕВРАЛЯ - СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Сретение Господне
Сей есть от Бога Бог Слово,
воплотивыйся нас ради и
спасый человека. Тому поклонимся!
   За древнее избавление от рабства египетского и в память последней казни смертию первенцев египетских Закон Господень требовал от евреев, чтобы всякий перворожденный младенец мужского пола, как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, был принесен в 40-й день по рождении во храм, посвящен Богу и искуплен у Господа: это называлось посвящением младенца. Первенец Девы Марии исполнил закон: принесен во храм и искуплен Тот, Кто пришел на землю, чтобы смертию Своею освятить, искупить и воскресить всех людей от греха и смерти. Ветхий денми, давший древле на Синае закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, во храм приносится.
   По закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, признавалась нечистою в продолжение 7 дней и после этого еще 33 дня не могла участвовать в общем богослужении, в 40-й же день по рождении своего первенца должна была принести его во храм и представить во всесожжение Богу однолетнего агнца, а в случае бедности - двух горлиц или молодых голубей. Смысл сего священного обряда тот, что если чадородие есть дар Божий, то кому, как не Богу, следует посвятить первый плод этого дара? Евреи должны были посвящать Богу своих первенцев в благодарность Богу за спасение своих первенцев при общем избиении египетских первенцев.
Сретение Господне    Дева Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть пренепорочною и пречистою Девою, не имела нужды в очищении; но, по чувству глубокого смирения, подчинилась установленному обряду. Не превозносилась Она Своею чистотою, но, приблизившись к вратам храма, стала на месте, назначенном для родивших. Она принесла с Собою жертву, но то была жертва убогих: пара молодых голубей. По принятии священником жертвы и по принесении всесожжения, Пречистая Дева вступила в храм с Божественным Младенцем в сопровождении Иосифа.
Симеон Богоприимец    В это время, пришел в храм, по внушению Духа Святого, старец Симеон и, приблизившись к благодатной Марии, принял из Ее рук Новорожденного, почему и называется Богоприимцем. Прославив Бога, старец в священном восторге произнес пророчественную песнь о Спасителе мира: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля".
   Священное Писание говорит об этом Симеоне: "Человек бе праведен и благочестив, чаяй утехи Израилевы". В церковных песнопениях Симеон называется священником и святителем, приносившим законные жертвы. Есть также предание, что Симеон, будучи одним из ученейших людей своего времени, находился в числе 72 толковников, переводивших священные книги, по желанию египетского царя Птоломея-Филадельфа, с еврейского языка на греческий. В истории Никифора Каллиста повествуется, что при переводе книги пророка Исайи Симеон остановился на известном пророчестве: "Се Дева во чреве зачнет" - и хотел исправить это место, зачеркнув слово Дева, и написать Жена; но явился ангел, удержал его руку и, запретив исправлять пророчество, сказал ему, что не умрет он, пока сам не увидит исполнение пророчества: "Веруй написанному; ты сам увидишь исполнение". С тех пор Симеон каждый день ходил во храм и, по внушению Святого Духа, узнал Деву Марию с Богомладенцем на руках, потому что они были озарены необыкновенным светом.
Сретение Господне    "Отпусти, Владыко, раба Твоего, потому что видели очи мои спасение Твое!" - воскликнул Симеон в священном восторге. Праведный старец обращался к Иисусу, как бы не к Младенцу, а к Владыке и Господу, имеющему власть отпускать в другую жизнь или удержать на земле.
   Возвратив Младенца в руки Матери, Симеон благословил Ее и Иосифа. По внушению Святого Духа, Симеон, провидев крестные страдания Спасителя, слезы и скорби Его Матери, продолжал пророчество свое: "Се лежит сей на падение и на востание многих во Израили и в знамение пререкаемо, и Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления". "Твой Сын принес на землю спасение, - объясняет он, - но не все воспользуются им: восстанием от падения Он будет для верующих и последующих за Ним; но камнем преткновения для неверующих и отвергающих Его. Он всегда будет предметом противоречий: чтобы открылись помышления людей. Люди предадут смерти своего Спасителя, и Ты будешь свидетельницею всех Его страданий: и тебе самой душу пройдет оружие". Так предсказывал вдохновенный Симеон, представитель Ветхого Завета, дождавшийся пришествия обетованного Мессии, Первенца Нового Завета. По преданию Симеон прожил около 300 лет.
Анна Пророчица    Как бы для полноты славы Предвечного Младенца приблизилась к ним праведная Анна Пророчица, престарелая вдова, жившая при храме. По внушению Святого Духа, она начала хвалить и благодарить Бога и прославлять Божественного Младенца во услышание всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. Анна была дочь Фануилова, от колена Асирова, известного богатством, силою и вместе кротостью и миролюбием. Семь лет прожила она с мужем, и после его смерти посвятила себя на служение Богу в Иерусалимском храме. В посте, молитве и трудах проходила ее жизнь, и так достигла она 84-летнего возраста, когда ей была дана неизреченная радость увидеть и прославить Спасителя мира. Святая Церковь называет ее всехвальною вдовою, целомудренною, преподобною старицею и пророчицею.
   Исполнив все по закону очищения, святое семейство возвратилось в Назарет.
   В воспоминание Сретения Господа Иисуса Христа с древних времен установлен Церковью 15 февраля двунадесятый праздник, чем утверждается непреложная истина, что Христос явился миру не мнением, не привидением, но истиною. На другой же день Сретения Господня, 16 февраля, Церковь вспоминает Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу. По воле Божией, жизнь Симеона продлилась более обыкновенного для того, чтобы он своими глазами узрел Младенца-Спасителя и с миром отошел в жизнь вечную.
   Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещали сущыя во тьме, веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
   Радуйся, Благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя возсияло солнце правды - Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.
Закон Божий.

   Вопрос:
   Скажите, пожалуйста, с чем связан обычай освящать на Сретение Господне в храме свечи, и как следует правильно обращаться с принесенными в этот день домой сретенскими свечами?

   Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
   Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви - в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают - при святом Григории Великом (590-604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30-31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880-1961) писал: "В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (15 февраля) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона" (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).
   В Православной Церкви сохранился только "Чин благословения свещъ на Сретение Господне". В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами "по часех, прежде начатия священныя Литургiи". В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: "Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещи сия, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сия светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостию Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…".
   Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни.
Разработка и дизайн сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235