Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА
Кто взыдет на гору Господню;
или кто станет на месте святем его?
Неповинен рукама и чист сердцем...
Пс. 23, 3-4

   Суемудренные философы говорили: "Возможно, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве..." Господь же благоволил и женскому естеству даровать совершенную премудрость.
   Ангелы положили тело Святой на самой высокой горе Синая, быть может потому, что ей было присуще устремление горе - к абсолютному совершенству, к Богу.


ГРОБНИЦЫ МУЧЕНИКОВ - ГАВАНЬ СПАСЕНИЯ
(Из Беседы святителя Иоанна Златоуста
о мучениках и о сокрушении и милостыне)

   Вчера день мучеников, и сегодня день мучеников; о, если бы и всегда нам совершать день мучеников!..
   Мученик лежит безгласен, в совершенном молчании: что же такое трогает совесть и заставляет ручьи слез литься, как из источника? Самое представление о мученике и воспоминание о всем совершенном им. Как бедные, когда увидят других богатыми, достигшими высоких званий... пользующимися у царя великою честию, из благосостояния других яснее познавая собственную бедность, проливают слезы, - так точно и мы, когда вспомним о дерзновении мучеников, какое имеют они пред Царем всех - Богом, о светлости и славе их, вспомним также о собственных грехах, то из богатства их яснее увидев собственную бедность, сетуем и скорбим, познавая, как далеко мы отстоим от них; это и производит слезы. Для того Бог и оставил нам здесь тела их, чтобы когда куча занятий и множество житейских забот наведет густой мрак на нашу душу от частных или общественных дел (а их так много), тогда, оставив дом, вышедши из города, простившись с этим шумом, мы удалились бы в храм мучеников, насладились тамошним духовным веянием, забыли о множестве дел, утешились спокойствием, побыли вместе со святыми, помолились Распорядителю их подвигов о нашем спасении, пролили многие моления и, чрез все это сложив бремя своей совести, возвратились опять домой с великою душевною радостию.
   Гробницы мучеников суть не что иное, как безопасные гавани, источники духовных вод, сокровища богатства неистощимые и никогда неисчерпаемые. Как гавани, принимая корабли, заливаемые множеством волн, поставляют их в безопасность, так точно и гробницы мучеников, приняв наши души, заливаемые житейскими делами, поставляют их в великую тишину и безопасность. И как источники холодных вод оживляют тела, изнуренные трудом и жаром, так точно и эти гробницы прохлаждают души, опаленные неуместными страстями, и погашают при одном на них взгляде и неуместную похоть, и иссушающую зависть, и пламенный гнев, и все другое, что ни тревожило бы нас...
   Итак, с верою прикоснемся к этим гробницам, воспламенимся душою, подымем плач. Много грехов совершено нами, - и великих грехов; поэтому мы имеем нужду в великом врачевании, в крепком исповедании. Святые мученики пролили кровь свою - твои глаза пусть прольют слезы; и слезы могут погасить костер грехов. Им были раздираемы ребра, они видели вокруг себя палачей, - так и ты сделай со своею совестию: посади судящий ум на престол неподкупного суждения, выведи на средину все грехи твои, приставь к проступкам грозные мысли, укроти непристойные пожелания, от которых произошли грехи, пусть будут они раздираемы великою силою. Если мы таким образом позаботимся судить сами себя, то избежим и того Страшного Судилища.

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
Память ее 7 декабря

   В царствование нечестивого императора римского Максимина (царствовал с 305 по 313 год) в городе Александрии (город в Египте, при западном рукаве реки Нил; основана Александром Македонским в 331 году до Р. X.) жила девица по имени Екатерина, происходившая из царского рода.
   По национальности Екатерина принадлежала к александрийским грекам. Об этом можно догадываться по древнейшим спискам ее жития; да и самое имя Великомученицы - греческое (В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЛО - "всегда чистая"). Екатерина - уже несколько видоизмененное наименование.
Великомученица Екатерина    Девица была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как, например, Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как, например, Асклепия, Гиппократа и Галена; кроме того, она научилась ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, через что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твердо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:
   - Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юношу, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.
   Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:
   - Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.
   Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.
   - Знаю я, - сказал он ей, - одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но по мере раздаяния все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.
   Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе. Она смутилась, изменилась в лице и спросила старца, правда ли все то, что он ей говорит.
   Он отвечал, что все это правда, и прибавил, что Тот Юноша обладает еще другими, большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его:
   - Чей же сын, восхваляемый тобою Юноша?
   Старец ответил ей:
   - Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить Такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые ангелы как Царице всей твари.
   Екатерина спросила старца:
   - Возможно ли мне видеть Того Юношу, о Котором ты сообщаешь так много чудесного?
   - Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, - ответил ей старец, - то сподобишься узреть пресветлое лицо Его.
   Екатерина сказала ему на сие:
   - Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.
   Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:
   - Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой - Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя.
   Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе, - вместе со Святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:
   - Воззри, Чадо Мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.
   А Богомладенец ответил Ей:
   - Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.
   Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:
   - Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?
   Но Христос отвечал Ей на сие:
   - Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.
   На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:
   - Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное лицо, на которое все ангелы взирать желают.
   Тогда Христос отвечал:
   - Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.
   Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келью святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха Христа.
   Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре все христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.
   Таким образом, совлекшись ветхого человека (Кол. 3, 9.) и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слезной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула.
Икона св. Екатерины    И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:
   - Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?
   Господь ответил Пречистой Матери Своей:
   - Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.
   Тогда Екатерина пала на землю и воскликнула:
   - Недостойна я, преславный Владыко, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя с рабами Твоими.
   В это время Пресвятая Богородица взяла правую руку отроковицы и сказала Сыну Своему:
   - Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Своего.
   Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:
   - Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.
   После сих слов Христа Господа видение окончилось. Отроковица пробудилась и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселье и такую радость, что с того часа сердце ее совершенно предалось Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе и Его одного желала, о Нем одном поучалась наяву и во сне.
   Вскоре, после того как Екатерина обратилась в христианство, прибыл в Александрию нечестивый царь Максимин, имевший ревность не по разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и бессловесным. Желая устроить в честь сих богов торжественный праздник, он разослал по окрестным странам и городам приказ собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Собралось бесчисленное множество людей, причем каждый взял, кто что мог для жертвоприношения: кто волов, кто овец, а кто был не в состоянии, те принесли птиц или еще что-либо подобное. Когда наступил день мерзкого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, князья и вельможи меньше, и каждый приносил в жертву что мог. Весь город наполнился криками закалаемых животных и смрадом от приносимых жертв; повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом. Когда сие происходило, благочестивая и прекраснейшая Екатерина при виде такого пагубного соблазна душ человеческих, скорбя об их погибели, жестоко была уязвлена в сердце своем. Горя Божественною ревностью, она взяла с собою несколько рабов и пошла в храм, где безумцы приносили жертвы. Когда она встала в дверях, то все устремили на нее свои взоры, ибо она блистала необычайною красотою, которая свидетельствовала о ее внутренней красоте душевной. Она велела известить царя, что имеет сказать ему весьма нужное слово. Царь велел ей подойти. Став перед царем, Екатерина сначала, воздавая подобающую правителю честь, поклонилась ему, потом сказала:
   - Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя своему мудрецу Диодору (Диодор Сицилийский - известный языческий писатель, историк и философ, отличавшийся своим беспристрастием и глубокою наблюдательностью.), который говорит, что боги ваши были некогда людьми и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, но, думая, что самая вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им, как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский (знаменитый греческий историк) гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя сим учителям своим и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай Единого Истинного Бога, Присносущного, Пребезначального и Бессмертного, Который принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются и весь мир держится. Его единым словом все было создано и сохраняет свое бытие. Сей Всесильный и Преблагий Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закаланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.
   Слыша сие, царь воспламенился сильным гневом и сначала долго хранил молчание. Потом же, будучи не в силах ответить на ее слова, сказал:
   - Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношение, а потом мы послушаем твои речи.
   Окончив свое богопротивное торжество, нечестивый царь велел привести Святую Екатерину в свои царские палаты и сказал ей:
   - Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде.
   - Я царская дочь, - отвечала Святая, - называюсь Екатериною. Прежде я с великою любовью занималась различными науками, изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но теперь все сие я презираю как занятие суетное и бесполезное и соделалась невестою Владыки Христа, Который чрез Своего пророка Исайю сказал: мудрость мудрецов погибнет, и разума у разумных не станет (Ср.: Ис. 29,14.).
   Царь дивился ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательною красотою и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотою и смотря на нее бесстыдным взором, начал говорить соблазнительные слова. Святая же, проникая в его беззаконные помыслы, сказала ему:
   - Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землею и прахом. Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такою красотою, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.
   Царь озлобился сими словами ее и сказал:
   - Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.
   Но Святая возразила ему:
   - Если ты желаешь хоть немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми все ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.
   Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:
   - Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений и уверуешь в наши учения.
   Сказав сие, он приказал со всею строгостью стеречь святую девицу. Сам же тотчас послал по всем подвластным городам такое предписание: "Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу (Гермес (Ермий), или Меркурий, считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов) и кто призывает наставниц разума муз (Богини, считавшиеся покровительницами наук и искусств), соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд".
   И вот собрались в количестве пятидесяти человек избранные и мудрейшие витии, отличавшиеся большою остротою ума и великою силою в слове. Царь обратился к ним с такими словами:
   - Приготовьтесь со всею тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицею так, чтобы вы могли преодолеть ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите все ваше старание и покажите вашу мудрость так, как бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору, потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона (Платон - известный греческий философ IV века до Р. X., ученик знаменитого Сократа и учитель Аристотеля. Замечательно то, что в своих философских воззрениях, особенно в учении о Боге, творении мира и загробной жизни, Платон близко подходит к христианскому учению). Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязаясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд и вместо даров вы примете мучительную смерть.
   На эти слова царя один самый славнейший и мудрейший вития ответил:
   - Не опасайся, царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве и быть вполне искусною в красноречии; повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.
   Услышав эту хвастливую речь философа, царь успокоился и возвеселился, надеясь, что нечестивый и надменный язык ученых победит исполненную кротости и Божественной премудрости девицу. Он тотчас повелел привести ее к себе. Собралось также множество народа слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами. Но прежде чем посланные успели прийти к Екатерине, явился ей с небес архангел Михаил и сказал:
   - Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.
   Сказав сие, ангел отошел.
   Между тем к Екатерине пришли посланные царем и, взяв ее, привели к царю и философам на зрелище всем. И тотчас тот самонадеянный философ, который прежде так похвалялся, с гордостью обратился к Святой Екатерине:
   - Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь богов наших?
   - Я, - кротко, отвечала ему Святая, - но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги - ничто.
   Тогда философ сказал ей:
   - Великие стихотворцы (Здесь подразумеваются Гомер, Вергилий и другие поэты. Вообще сведения о своих богах язычники главным образом черпали из поэтических произведений) называют их высшими богами, как же ты с такою дерзостью произносишь хулу на тех, от которых сама приняла премудрость и сладости даров которых ты вкусила?
   - Я не от ваших богов, - отвечала Екатерина, - но от моего Единого Истинного Бога получила премудрость. Он и Сам есть премудрость и жизнь, и если кто боится и хранит Его Божественные повеления, тот есть истинный философ. Дела же ваших богов и сказания о них достойны смеха и порицания и преисполнены соблазна. Да и кто из твоих великих стихотворцев, скажи мне, и в каких выражениях называет их богами?
   - Мудрейший Гомер, - отвечал мудрец, - обращаясь с молитвою к Зевсу (Зевс (или Юпитер) почитался язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей), первый говорит так: "Славнейший Зевес, превеликий бог, и вы прочие бессмертные боги". А Орфей (Орфей - герой греческих мифов, певец, сила пения которого, по верованию древних греков, была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей) преславный, обращаясь с благодарностью к Аполлону (Аполлон или Феб, сын Зевса и Латоны, - один из наиболее чтимых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и просвещения, а также благополучия общественного порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего), говорит так: "О, сын Аатоны, стреляющий издалека! Сильный Феб, на все смотрящий и царствующий над смертными и бессмертными, солнце, на златых крыльях парящее".
   - Вот как, - сказал языческий мудрец, кончая свою речь, - самые первые и славнейшие стихотворцы почитали богов и ясно называли их бессмертными; посему не должна заблуждаться и ты и поклоняться Распятому как Богу (Особенно дико казалось язычникам, что христиане поклонялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему-то и апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (то есть язычников) безумие (1 Кор. 1, 23)); никто из древних мудрецов не только не называл и не признавал Его Богом, но даже и не знал о Нем.
   Святая Екатерина отвечала:
   - Но ведь тот же Гомер ваш в другом месте о великом твоем боге Зевсе говорит, что он был лукавый и лживый обманщик и что другие боги - Гера, Посейдон и Афина (Гера или Юнона наиболее почиталась между богинями; считалась сестрой и женой Зевса, богиней земли и плодородия и покровительницей супружества. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из "Метаморфоз" римского поэта Овидия. Вообще боги римлян и греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, что и люди.) - хотели связать его, но он успел скрыться от них бегством. Подобных сему деяний, внушающих презрение к вашим богам, много описано в ваших книгах. Но поелику ты сказал, что ни один из древних учителей не признавал Распятого Богом, то хотя и не следовало бы много исследовать о Нем в доказательство того, что Он есть истинный Бог и непостижимый, недоступный для исследования и неизреченный Создатель неба и земли, моря, солнца, луны и всего человеческого рода, однако для большего уверения в этой истине я приведу свидетельства из ваших же книг. Послушай, что говорит о Нем мудрейшая Сивилла (Сивиллами назывались у римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти "Сивиллины книги" пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намеки на наступление Царства Христова.) ваша, свидетельствуя о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: "В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на себя плоть, кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрешит тление неисцельных страстей, и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти". Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний (Аполлоний Тианский - языческий мудрец, творивши ложные чудеса и привлекший многих последователей III в.
   Его изречения, записанные в особую книгу, пользовались в Александрии особенным уважением.) не своею волею исповедует Христа Богом, принужденный к тому Его Божественной силой: "Один, - говорит он, - побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не Само Божество страдало, ибо в Нем и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение, - есть Бог". Это сказал Аполлоний об истинном Боге, Который Собезначален и Соприсносущен Родившему Его. Он есть начало, и основание, и источник всех созданных благ; Он создал мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи Единосущен Отцу, Он был человеком ради нас, жил на земле, наставляя, уча и благодетельствуя людям; потом принял смерть за нас неблагодарных, дабы освободить нас от древнего осуждения и даровать нам прежнее блаженство и наслаждение. Таким образом, Он отверз нам снова врата райские, которые мы заключили грехопадением. Чрез три дня Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и послал Духа Святого ученикам Своим; они же разошлись по всему миру и проповедали Его Божество, в Которое следует веровать и тебе, философ, чтобы ты познал истинного Бога и соделался рабом Того, Который Милостив и Благоутробен и призывает всех согрешивших, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. И, 28.). Итак, поверь хотя бы своим учителям и богам - Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно и ясно, хотя и вопреки своей воле, признали Христа Богом.
   Сие и многое другое говорила премудрая Екатерина и привела в удивление философа, так что он оставался безгласным, не имея сил что-либо сказать ей в ответ. Царь, видя его побежденным и изумленным, велел остальным начать беседу со святою девицею. Но они отказывались, говоря:
   - Мы не можем противостоять истине, ибо если самый ученый из нас молчит, побежденный, то что скажем мы?
   Тогда разгневанный царь приказал развести сильнейший огонь среди города и сжечь всех философов и витий. Те, услыхав такой суд и приказание царя, припали к ногам Екатерины, прося ее помолиться о них Единому Истинному Богу, дабы Он простил им все совершенное ими в неведении и сподобил их святого крещения и даров Пресвятого Духа.
   Святая же, исполнившись услаждения и радости, сказала им:
   - Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали свет истинный и, презрев смертного земного царя, приступили к Бессмертному Небесному; твердо надейтесь на Его милость и веруйте, что огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением и лествицею, возводящею к небу. В сем огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа и пред Царем славы предстанете светлыми и чистыми, как звезды, и соделаетесь возлюбленными друзьями Его.
   Сказав сие, Святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением, и они с радостью пошли на мучение. Воины ввергли их в огонь, и таким образом они приняли мученическую кончину (Это было 17 ноября 307 года.). Вечером пришли некоторые благочестивые и христолюбивые люди, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми, так что огонь не коснулся даже волос их. Через сие чудо многие из язычников обратились к познанию истины, а мощи святых мучеников были с должною честью погребены.
   Между тем Максимин решился употребить все старание, чтобы совратить Святую Екатерину к своему нечестию. Не достигнув успеха через философские споры, он начал ласкательством и лукавством соблазнять ее. Призвав ее, он сказал:
   - Послушай меня, добрая дочь; я, как чадолюбивый отец, советую тебе поклониться великим богам, в особенности же Гермесу, покровителю наук, который украсил тебя такими философскими дарованиями. Я же, если ты исполнишь мое предложение, разделю с тобою царство мое и власть мою - боги мне в том свидетели, - и ты будешь жить со мною в непрестанном веселии.
   Но премудрая Екатерина, проникая в его намерение и видя его лукавство и лесть, сказала ему.
   - Оставь, царь, свою хитрость и не уподобляйся лисице. Я решительно раз навсегда сказала тебе, что я христианка и уневестилась Христу. Его Одного имею я Женихом и Наставником и украшением моего девства; не прельщай меня царскою багряницею (Багряница - длинная, окрашенная в пурпурный, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана.) - я предпочитаю ей одежды мученические.
   Тогда царь сказал ей опять:
   - Ты принуждаешь меня, хотя и против моей воли, к тому, чтобы я обесчестил твое достоинство и покрыл прекрасное твое тело множеством ран.
   - Делай что хочешь, - отвечала Святая, - чрез временное бесчестие ты приобретешь мне вечную славу, и великое множество людей (как я надеюсь) уверуют чрез меня во Христа моего; и из твоих палат многие пойдут вместе со мною в священные небесные чертоги.
   Так прорекала Святая; Бог же, с высоты взирая на нее, приводил в исполнение ее проречение.
   Тогда сильно разгневанный царь велел снять с Екатерины порфиру и немилосердно бить обнаженную воловьими жилами. Слуги били мученицу жестоко в течение двух часов по плечам и чреву, так что все тело ее покрылось ранами и обезобразилось; кровь текла ручьями и обагряла землю. Но все эти мучения Святая переносила с таким мужеством и доблестью, что смотревшие на нее были поражены великим изумлением. После сего жестокий царь приказал заключить Екатерину в темницу и не давать ей ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить ее.
   Между тем Августа, супруга царя, сильно желала увидеть в лицо Святую Екатерину. Слыша о ее добродетелях, мудрости и мужестве, она заочно сильно полюбила ее. После же одного видения во сне сердце Августы пылало такою любовью к Екатерине, что она не могла даже уснуть. Когда царь по какому-то делу выехал из города и несколько дней медлил с возвращением, царица нашла удобное время для исполнения своего желания. Был тогда при дворе один вельможа, верный друг царя, по сану военачальник именем Порфирий - человек, отличавшийся благоразумием. Сему Порфирию царица поведала свое тайное желание.
   - В одну из прошедших ночей, - сказала она ему, - я видела, во сне Екатерину, которая восседала посреди множества прекрасных юношей и дев, одетых в белые одежды. От лица ее исходило такое сияние, что я не могла смотреть на нее. Посадив меня рядом с собой, она возложила на мою голову золотой венец и сказала: "Владыка Христос посылает тебе сей венец". С того времени я имею такое сильное желание видеть ее, что не нахожу покоя для сердца своего; прошу тебя, Порфирий, устрой каким-либо образом, чтобы я тайно могла видеть ее.
   - Я исполню, царица, желание твое, - отвечал Порфирий.
   Когда наступила ночь, Порфирий взял двести воинов и пошел вместе с царицею в темницу; дав деньги стражам, они вошли к Святой мученице. Когда царица увидела Святую, то была поражена сиянием от лица ее, которое сияло Божественною благодатью. Быстро упав к ногам Екатерины, царица со слезами воскликнула:
   - Теперь я считаю себя счастливой и блаженной, ибо сподобилась видеть тебя. Подобно оленю, ищущему утолить жажду свою (Ср.: Пс. 41, 2.), я безмерно желала видеть тебя и жаждала слышать сладостные твои речи. Теперь, когда сподобилась получить желаемое, я уже не скорблю, хотя бы пришлось мне лишиться жизни и царства. Как я счастлива, что увидела тебя! Блаженна ты и достойна похвалы, что предалась всемогущему Владыке, Который излил на тебя столь великие дарования.
   Святая сказала ей в ответ: - Блаженна и ты, царица, ибо я вижу венец над твоею главою, держимый на высоте руками ангелов; через три дня ты получишь его за те немногие мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы через них отойти к Истинному Царю для вечного царствования.
   Царица же отвечала Екатерине:
   - Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, а еще больше супруга моего, который весьма жесток и бесчеловечен.
   - Не страшись, - сказала ей Святая, - Сам Христос будет тебе Помощником; Он укрепит сердце твое, и никакое мучение не коснется души твоей; только тело твое пострадает здесь немного и временно, а потом и оно получит вечный покой.
   Когда Святая изрекла сие, Порфирий спросил ее:
   - Что дарует Христос тем, которые веруют в Него? Ибо и я желаю веровать в Него и быть воином Его.
   Мученица отвечала ему:
   - Разве ты не читал или не слыхал ничего из Писания христианского?
   - С юных лет, - отвечал Порфирий, - я упражнялся в воинских занятиях и ни о чем другом не имел попечения.
   Святая сказала ему:
   - Нельзя языком человеческим выразить тех благ, какие Преблагий и Человеколюбивый Бог уготовал любящим Его и хранящим Его повеления.
   Тогда Порфирий, исполнившись безмерной радости, уверовал во Христа и с ним двести воинов и царица, и все, благоговейно простившись с мученицей, ушли.
   Милостивый же и Человеколюбивый Христос не оставил святую Свою невесту без попечения, но, как чадолюбивый отец, промышлял о ней. Каждый день к ней влетала в окно голубица и приносила пищу. Наконец и Сам благий Подвигоположник Господь наш Иисус Христос посетил ее, окруженный великою славою и всеми небесными чинами, и еще более укрепил ее в мужестве и исполнил духом смелости:
   - Не бойся, возлюбленная Моя невеста, - сказал Он ей, - Я всегда с тобою, и никакое мучение не коснется тебя; терпением своим ты многих обратишь ко Мне и в награду за то сподобишься многих нетленных венцов.
   Утешив ее такими словами, Господь стал невидим.
   Наутро царь, воссев в судилище, приказал привести Екатерину. Она вошла к царю, сияя духовною благодатью и каким-то блаженным озарением, так что близстоящие были озарены сиянием ее красоты. Царь был весьма удивлен и думал, что кто-либо подавал ей пищу в темницу и потому она не ослабела телом и не изменилась в красоте лица своего, посему хотел предать казни ее стражей. Но Святая Екатерина, не желая, чтобы другие были мучимы безвинно, поведала ему всю истину, сказав:
   - Знай, царь, что никакая рука человеческая не подавала мне пищу, но Владыка мой Христос, Который невидимо печется о рабах Своих, питал меня.
   Царь, дивясь необычайной красоте Святой Екатерины, хотел опять ласкательством и лестью повлиять на нее и сказал ей:
   - Ты, солнечнозрачная девица, красотою своею превосходишь саму Артемиду (Артемида, иначе Диана, - языческая богиня у греков и римлян, олицетворяла собою луну и считалась покровительницей лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском.); ты рождена владычествовать, дочь моя. Итак, приди, поклонись и принеси жертву богам нашим, тогда будешь царствовать с нами и проведешь в радости жизнь свою; прошу тебя: не губи такую свою светлую красоту чрез мучения.
   - Я земля и прах, - отвечала Святая. - Вся же красота как цвет увядает и как сон исчезает от самой небольшой болезни или от старости, а по смерти предается совершенному тлению; итак, не заботься, царь, о моей красоте.
   Во время этой беседы Святой Екатерины один вельможа, по имени Хурсаден, жестокий и немилосердный мучитель христиан, желая показать любовь и расположение к царю, сказал ему:
   - Я, царь, изобрел такое мучение, посредством которого ты победишь сию девицу. Прикажи устроить на одной оси четыре деревянных колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; посредине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колеса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, то пусть примет мучительную смерть.
   Царю понравился этот совет, и он велел устроить такие колеса, о которых говорил Хурсаден. Когда колеса были готовы, то привели Святую на место мучения и сначала с большою силою вращали колеса пред ее глазами, дабы устрашить ее, а затем мучитель сказал ей:
   - Видишь, какие мучения приготовлены для тебя! И ты примешь в них ужаснейшую смерть, если не поклонишься богам.
   Но на это Екатерина отвечала:
   - Много раз уже я высказывала свое решение остаться христианкой; посему, царь, не теряй напрасно времени, а делай что хочешь.
   Мучитель, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее к колесам и с силою вращать их, дабы она была растерзана на части и таким образом умерла бы ужаснейшею смертью. Но лишь только приступили к сему мучению, как внезапно сошел с неба ангел, освободил от уз Святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силою разбиваемые, летели в сторону и поражали многих неверующих на смерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул:
   - Велик Бог христианский!
   А царь от ярости был мрачен и неистовствовал, измышляя новые пытки для мученицы.
   Царица Августа, услыхав о сем чуде, вышла из своих палат и стала обличать царя.
   - Поистине, - говорила она, - ты дерзок и безумен, ибо осмеливаешься бороться с Живым Богом и несправедливо мучить Его рабу.
   Неожиданно услышав сии слова, царь рассвирепел от неистовства и сделался лютее всякого зверя. Оставив Святую Екатерину, он обратил всю ярость на свою супругу. Забыв даже естественную к ней любовь, он велел принести большой ящик и наполнить его оловом, чтобы он был неподвижен, набить гвоздей в крышку ящика и, защемив сосцы своей жены между ящиком и крышкою, сдавливать их. И мучители, причиняя Святой невыразимые страдания, сдавливали ее сосцы, пока они не оторвались с ужасною болью. Блаженная же Августа, терпя сию ужасную боль, радовалась, что страждет за Истинного Бога, и молилась Ему, да ниспошлет Он ей благодатную Свою помощь. Когда сосцы оторвались, кровь текла рекою, и все окружающие исполнились жалости и выражали соболезнование к ней, переносящей такое ужасное и нестерпимое мучение. Но немилосердный мучитель не помиловал свою супругу и повелел отсечь ей голову мечом. Она же, выслушав сей приговор с радостью, сказала Святой Екатерине:
   - Раба Истинного Бога, помолись о мне!
   - Иди с миром, - отвечала ей святая дева, - дабы царствовать со Христом вечно.
   И блаженная царица была усечена за городом в двадцать третье число ноября (Память святой царицы Августы или Василиссы совершается Церковью 24 ноября по старому стилю; тогда, же воспоминаются Порфирий Стратилат и 200 воинов, усеченных за исповедание Христа.). Воевода же Порфирий, взяв ночью ее тело, с честью предал его погребению. Наутро же сам Порфирий с уверовавшими во Христа воинами предстал пред царем и сказал:
   - И мы - христиане, воины великого Бога.
   Не имея сил слышать это, царь вздохнул из глубины сердца и воскликнул:
   - Увы, погиб я, ибо лишился дивного Порфирия!
   Потом, обратившись к прочим воинам, сказал:
   - И вы, воины мои достолюбезные, соблазнились и от богов, в которых веровали отцы ваши, отреклись; что сделали вам боги, за что оставили их вы?
   Они же не отвечали ему ни одного слова. Только Порфирий сказал ему:
   - Почему ты оставляешь без внимания главу и вопрошаешь ноги? Со мною беседуй.
   - Ты злая глава, виновник их погибели, - воскликнул Максимин.
   И не имея сил от ярости продолжать речь, приказал усечь им всем головы. Так окончили они жизнь свою. Таким образом исполнилось предсказание Святой Екатерины, что многие из его собственных палат уверуют через нее во Христа Бога.
   На другой день мучитель, приведя Екатерину в судилище, сказал ей:
   - Великую скорбь и большое огорчение ты причинила мне. Ты прельстила мою жену и погубила мужественного моего военачальника, который был всею силою моего войска; много и других зол причинено мне через тебя, так что нужно было бы умертвить тебя без милосердия; но я прощаю тебя, потому что не желаю погубить тебя, девицу столь прекрасную и премудрую. Исполни же, наконец, мою волю, моя возлюбленная, принеси жертву богам - и я сделаю тебя своею царицей, и никогда не оскорблю тебя, и без твоего совета не исполню никакого дела - и ты будешь жить со мною в таком веселии и блаженстве, какими ни одна царица не наслаждалась.
   Сие и многое другое говорил льстивый, соблазняя избранную невесту Христову, но не мог льстивыми своими словами разлучить ее со Христом, с Которым она была связана крепким союзом истинной любви. Видя, что ни ласкательством, ни обещаниями, ни угрозами, ни муками он не может склонить к своей воле твердую, как адамант (Адамант (алмаз) - камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым особенно отцам и учителям Церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера.), святую деву, он наконец постановил решение - усечь главу ее мечом вне города. Воины, взяв Екатерину, повели ее на место усечения. Много людей, мужчин и женщин, сопровождали Екатерину; все плакали и сожалели о том, что погибает столь прекрасная и премудрая девица. Многие из следовавших за нею знатных и благороднейших женщин говорили ей со слезами:
   - Прекраснейшая и пресветлая девица! Почему ты так жестокосерда к себе, что предпочитаешь смерть сладостной жизни? Зачем ты губишь безвременно и бесплодно цвет юности своей? Не лучше ли тебе послушать царя и наслаждаться благами в сей жизни, чем умереть такою позорною смертью?
   - Оставьте ваш бесполезный плач, - ответила Святая, - но лучше радуйтесь о том, что я ныне вижу возлюбленного Жениха Иисуса Христа - Творца и Спасителя моего, Который есть красота, венец и слава мучеников. Он призывает меня к неизреченному блаженству райскому. С Ним я буду царствовать и наслаждаться в бесконечные веки. Итак, не обо мне, а о себе плачьте, потому что за свое неверие вы пойдете в огонь вечный на бесконечные мучения.
Икона св. Екатерины XVII    Когда же Святую привели на место усечения, она произнесла следующую молитву:
   - Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои и направил стопы мои. Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на кресте, и приими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе. Вспомни, Господи, что я - плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшном Суде соделали явными согрешения мои, в неведении со деланные; но омой их кровью, которую я изливаю за Тебя, и соделай, чтобы тело сие, израненное в муках ради Тебя и усекаемое мечом, было бы невидимо для врагов и гонителей моих. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое вовеки.
   Окончив молитву, Святая сказала исполнителю казни:
   - Оканчивай приказанное.
   Тогда воин поднял меч и отсек честную главу Екатерины1, и из раны вместо крови истекло молоко. И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения Великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию, усечена честная глава Святой Великомученицы. Колонна эта с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.
   Честные ее мощи, как то видели удостоившиеся того верующие, тотчас же были взяты святыми ангелами и перенесены на гору Синайскую во славу Христа Бога, Который со Отцем и Святым Духом во Едином Божестве царствует вовеки. Аминь.

МУЧЕНИЧЕСТВО И МОНАШЕСТВО - ДАР БОЖИЙ
(Из "Аскетических опытов" святителя Игнатия Брянчанинова)

   Страдания святых мучеников имели особенный характер: они страдали не как чада ветхого Адама, - как члены Христа. Святая мученица Фелицитата была беременною в то время, как ее, за твердое исповедание веры, заключили в мрачную и душную темницу. В темнице она разрешилась. Во время родов, которые были трудны, Фелицитата не могла удерживаться от воплей. По этому поводу один из тюремных стражей сказал ей: "Ты так кричишь теперь: что же с тобою будет, когда тебя предадут зверям на снедение?"
Святитель Игнатий Брянчанинов    Она отвечала: "Теперь страдаю я, но тогда Другой во мне будет страдать за меня, потому что я страдаю за Него" ("История христианства" Флери. Кн. 5, гл. 17.). Мученичество отнюдь не было изобретением человеческим или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и Святой Апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Фил. 1, 29.).
   Подобно мученичеству и монашество есть дар Божий. Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть то же мученичество в сущности своей, лишь для поверхностного невежественного взгляда представляясь чем-то иным, неопределенным. Подобно мученичеству, монашество требует, чтоб ему предшествовало отречение от мира. Как подвиг мученичества начинается различными терзаниями тела, а совершается смертью его: так и подвиг монашества начинается отсечением своей воли и своих разумений, отречением от плотского наслаждения, а совершается умерщвлением души и тела для греха, оживлением их для Бога. Встав против греха до смерти, купив победу над ним непощадением тела в усиленных, сверхъестественных подвигах, многие иноки с величайшею удобностию перешли от подвига иноческого к подвигу мученическому по сродству между собою этих двух подвигов, заключающихся в отречении от мира и от себя. Как подвиг мученичества непонятен для гордого, служащего тлению мира, представляется для него буйством: так непонятен и странен для него подвиг монашества. Мученики по мере совершения подвига начинали обнаруживать обилие благодатных даров: точно так и в иноках благодать Божия открывала свое действие по умерщвлении их для греха, усиливала это действие по мере того, как усиливалась в иноках их святая мертвость.
   Подвиг всякого инока - сверхъестественен: он непременно должен быть сопряжен с победою скотоподобного свойства телесного, со делавшегося по падении принадлежностию каждого человека. Подвиг некоторых святых иноков кажется более непостижимым по сверхъестественности своей, нежели даже подвиг мучеников. В этом можно убедиться, прочитав жития преподобных Марка Фраческого, Онуфрия Великого, Марии Египетской и других.
   Отчего мученичество и монашество представляются сумасбродством и нелепостью для рабов греха и мира? - Очевидно: оттого, что они признают добром одно добро падшего естества, а христианства не знают и не понимают.
   (...)
   Преподобный Иоанн Колов, составитель жизнеописания преподобного Паисия Великого, в предисловии к этому жизнеописанию говорит: "Вечные небесные блага возбуждают в тех, которые уповают получить их, безмерное желание к себе, насыщают сердца этих желателен некоею ненасытимою Божественною сладостию, заставляют их всегда воспоминать тамошнее блаженство, воздаяние трудов, светлое торжество подвижников, и поощряют к такому стремлению к себе, что они не только презирают временное и суетное, но и не щадят своей жизни, изволяя, по слову Евангелия, положить ради Христа свою возлюбленную душу. Они любят смерть за Христа более всех наслаждений и прелестей. Но как ныне нет гонителей, и вожделенная смерть не обретается скоро, то они стараются понести ее иным образом, установляя для себя продолжительное и насильственное умерщвление самих себя. Они ежедневно претерпевают тысячи болезней, постясь, подвизаясь многоразлично, борясь с невидимыми бесами, непрестанно понуждая естество свое, одеянное плотию, противиться бесплотным врагам".

ГОРА СИНАЙ И МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
(Фрагмент из А. М. Лидова "Византийские иконы Синая")

Монастырь Святой Екатерины Древний верхний вход в монастырь и современный нижний    На исторической карте Святой земли не много найдется мест, сравнимых по своему значению с Синайской горой и расположенным у ее подножия монастырем Святой Екатерины. На протяжении столетий это место, затерянное в глубине гористой пустыни Синайского полуострова, привлекает миллионы паломников. Ведь именно Синай описан в Священном Писании как пространство встречи Бога и человека, избранное свыше для неоднократных Богоявлений и небесных откровений.

Куст Неопалимой купины    Здесь из среды горящего и несгорающего куста - "Неопалимой купины" - Господь говорил со Святым Пророком Моисеем. Сам Бог назвал место явления Своего землею святою, и повелел Моисею вывести из египетского плена сынов Израиля, а затем совершить служение на Синайской горе, называемой также горой Божией Хорив (См.: Исх. 3, 1-14).
   В третий месяц по исходе из Египта Пророк Моисей привел народ в Синайскую пустыню, взошел на вершину горы и опять говорил с Богом, Который дал ему десять заповедей и продиктовал множество иных законов. Записав все слова Господни, святой Моисей соорудил под горою первый жертвенник - прообраз всех будущих алтарей. После этого Святой Пророк еще раз поднялся на Синайскую гору и сорок дней пребывал в огненном облаке, в котором явился Бог, вручивший здесь святому Моисею свой Закон, записанный на двух скрижалях откровения (См.: Исх. 19, 9 - 31,18).
Святой пророк Моисей    Так в библейском повествовании именно Синай назван местом Завета - священного договора Бога и народа, - ставшего ключевым моментом всей мировой истории.
   Несколько столетий спустя Синай снова становится местом Божественного откровения, на сей раз другому великому Пророку - Святому Илье, укрывшемуся от гнева царицы Иезавели в пещере на горе Хорив, к которой он шел, постясь сорок дней (См.: 3 Цар. 19, 8-15).
Св. пророк Илий    Бог явился Святому Пророку Илие уже не в огненном облаке, а в веянии тихого ветра. Отшельничество Святого Ильи Пророка, говорившего на Синае с Богом, стало священным образцом подвижнической жизни для первых христианских монахов, подобно Пророку укрывавшихся в Синайской пустыне и посвятивших себя Богу.
   Когда на Синае появились христианские отшельники, точно неизвестно. Ценнейшие сведения дошли до нас в тексте "Путешествия по Святой Земле" знатной паломницы Этерии, посетившей Синай в конце IV века. Она рассказывает о многочисленных монахах и нескольких епископах, а также о трех церквах, существовавших уже в это раннее время: на вершине Синайской горы, на ее склонах и внизу у подножия, на месте Неопалимой купины. Около последней церкви, основанной святой равноапостольной Еленой на месте будущего Синайского монастыря, располагался красивый сад, как чудо в пустыне в течение веков поражавший воображение паломников. Монастырь в древнейших источниках именовался "Неопалимая купина".
Растительность монастыря Часовня Неопалимой купины    Расцвет монастыря приходится на VI век, когда византийский император Юстиниан, по словам своего историка Прокопия, "воздвиг церковь, посвященную Богоматери, не на горных вершинах, но далеко внизу у подножия горы". По приказу императора были возведены мощные крепостные стены и создан военный гарнизон, в задачу которого входила не только защита синайских монахов, но и охрана важнейшего сухопутного пути, связывающего Египет и Палестину. Базилика Синайского монастыря была построена между 548 годом, когда умерла императрица Феодора, и 565-м - годом смерти самого Юстиниана. Об этом красноречиво свидетельствует надпись, сохранившаяся на балке перекрытия церковной крыши: "Во спасение нашего благочестивого господина Юстиниана. В память и упокоение нашей императрицы Феодоры".
Интерьер центральной части храма Преображения Господня на Синае    Посвящение Богоматери закрепляется за храмом Неопалимой купины, специально включенным в архитектурное пространство большой базилики. Алтарный престол в нем поставлен прямо над почитаемым местом Богоявления в несгоравшем кусте, и входящие в эту маленькую церковь по сей день, подобно святому Пророку Моисею, снимают у входа обувь, ибо это - земля святая.
Св. Иоанн Лествичник    До арабского завоевания в VI-VII веках Синайский монастырь являлся крупнейшим центром духовной жизни всего христианского мира. Здесь подвизались богословы и отшельники, многие их которых известны в истории Церкви со вторым именем "Синаит". Игуменом монастыря в VII веке был святой преподобный Иоанн Лествичник. Его главное сочинение - "Лествица", в напоминание о Боговидце святом Моисее называемая также "Духовная скрижаль", и поныне остается самым важным наставлением на пути духовного делания православных монахов.
   Важным моментом в истории монастыря было его новое посвящение Святой Великомученице Екатерине.

ЧУДЕСНОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

   Долгое время святые мощи Великомученицы Екатерины пребывали в неизвестности и были открыты лишь через двести с лишком лет после ее кончины. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30-40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной византийским императором Юстинианом за 800 верст от Александрии, были чудесно извещены свыше, что мощи Святой Великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, им указанной.
   Рассказ об обретении мощей приводит первый русский паломник, описавший путешествие на Синай, священноинок Варсонофий: "И лежало тело ея на святой горе больше трех сот лет, никому не видимо, дондеже проявил Господь Бог святому старцу в Раифском монастыре: на высоце горе лежат мощи; и повеле мощи ея положити во святей церкви, монастыре святые горы Синайския. И пошед же старец во святый монастырь Синайский, и сказа им глаголющим между собою: где есть высокая гора? И отпустиша священницы и клирики со всеми кандилы, со свещами на взыскание, отпустиша их по числу восемь. И егда изыдоша из монастыря и недоумеющимися им, куда пойти, срете их святый ангел в монашеском образе и рече им: аз вем путь к высоким горам. И поведе их ангел. Егда возведе их на гору высокую, идеже лежат мощи святыя Екатерины, и невидим бысть от них. Святии же отцы с радостию и со страхом взяша святыя мощи великия мученицы Екатерины и несоша во святый монастырь Синайский и с псалмы и песнями, и положиша в велицей церкви близ святаго престола на правой стране, идеже и доныне лежат".
Мощи Святой Великомученицы Екатерины    Гора, о которой идет речь находится рядом с горой Святого Пророка Моисея и ныне так и называется - Джебель Катарина (гора Екатерины). Это самая высокая гора Синая - высотой 2 642 м над уровнем моря. Русский путешественник описал вершину горы: "Весь верхний остов Екатерининской горы, похожий на шею церковного купола, есть тонкозернистый и весьма плотный гранит беловатого цвета со слабым отливом багряности, опаленной солнечным жаром. Темя его ровно, но в окружности очень мало. На нем кое-как состроена из диких камней низменная хижина, в которой нет ни алтаря, ни иконостаса, ни святых икон. Из самой средины его выдается выпуклый отпечаток женского тела, лежащего грудью к небу, но не без головы. Плечи и перси видны ясно, а остальные части с оконечностями протянутых рук как бы прикрыты плащаницею. Немного ниже темени на одной скале видны круглые ямки. Давно существует поверье, что эти ямки суть следы ангелов, принесших сюда мощи Святой Екатерины, а сказанный отпечаток в граните образовался в то время, когда древние отцы подняли сии мощи для перенесения в новосозданный монастырь".
   Отшельники, движимые религиозным одушевлением и вспомоществуемые благодатию Божией, преодолели все трудности пути и скоро достигли вершины, где обрели святые мощи Великомученицы Екатерины нетленными и благоуханными: на вершине горы покоились глава и левая рука Святой. Неисчислимые чудеса, проистекавшие от мощей Святой Великомученицы, благоговейно записывались и хранились насельниками монастыря.

ПУТЕМ ПАЛОМНИКА

...Дабы кто, слышав о
местах святых,
потщался душою и
мыслит к святым сим
местам, да равну мзду
приимет с ходившими
до святых мест...

"Хождение игумена Даниила в Святую Землю"

   До середины XIX века паломничество на Синай было настоящим подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а то и годами.
   Если гора Синайская - святыня и для иудеев, и для христиан, и для мусульман, то на гору Святой Екатерины поднимаются только христианские паломники, чтобы поклониться тому месту, где были обретены мощи Великомученицы.
Храм из каменных глыб на горе Синае    "Вдоль западной стены Хорива, у подошвы его, извивается узкая и стропотная дорожка, - писал архимандрит Порфирий, русский исследователь (Подробные описания своих хождений на Синай оставили Василий Гогара (1634), Ипполит Ви шенский (1708), Василий Григорович-Барский (1728), Кир Бронников (1821), Порфирий Успенский (1856) и многие другие), - Она ведет к монастырю Сорока мучеников и оттуда на гору Святой Екатерины. Утомительно восходить на эту весьма длинную и высокую гору, потому что на ней нет ни искусственных ступеней, ни торной стези. В конце первой трети жестокого пути находится источник сладкой воды. Туземцы называют его Майян еш-Шуннар, а пустынные отцы - "Вода голубичная", и рассказывают, что когда построен был главный монастырь и когда иноки пошли на Екатерининскую гору, чтобы снести оттуда мощи Великомученицы в соборный храм, то на пути истомились от жажды и, не находя воды, решились воротиться назад, но нечаянно увидели вблизи голубицу, пьющую из источника, утаенного меж камней, и обрадовались открытию его, утолили жажду свою и исполнили дело свое, а источник прозвали нарицательным именем птицы, указавшей его. Вода в нем, по уверению арабов, во всякое время года бывает холодна в одинаковой степени, и никогда не понижается и не возвышается. Он приосенен несколькими деревьями, из которых замечателен царур, дающий плод, видом похожий на малую черешню, а вкусом на землянику. От сего источника до горного хребта вторая треть пути гораздо строптивее первой. В некоторых местах поднимаешься с уступа на уступ, то, опираясь на арабов, то цепляясь руками за утесы. По хребту же идешь легко до того места, где священная гора уже оканчивается, возвышаясь отвесною и заостренною скалою. Но восход на эту скалу весьма затруднителен. Я едва-едва взобрался на темя ее с помощью арабов, осторожно устанавливая ступни на чешуе гранита".
   Подъем на гору Святой Екатерины действительно более долог и труден, чем на гору Синайскую. Расположена она дальше от монастыря, да и значительно выше. Святая Екатерина - самая высокая гора Синая. Путь от монастыря занимает 5- 6 часов. Но если на вершину горы Моисея ежедневно поднимаются десятки людей, то на горе Святой Екатерины паломники бывают редко.
   "Тут христианин чтит Великомученицу Екатерину, как существо возвышенное, презревшее языческую мудрость веков прошедших, принявшее новую, христианскую веру и тем засвидетельствовавшее усовершимость рода человеческого, - размышлял на вершине горы архимандрит Порфирий, - а воспоминая ее таинственное обручение Небесному Жениху душ и верность Ему до страдальческого конца жизни, сокрушается о неоднократном расторжении союза своей души с этим Женихом, и снова сочетается с Ним верою, любовью и надеждою".
   В настоящее время Святые мощи Великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо в память обручения Святой Екатерины с Небесным Женихом Христом. В раке святые части мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит толстый пласт ваты, проникнутый благоуханием святыни. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они поставляются среди храма вместе со многими другими на столе, нарочито для сего приготовленном. Мощи Святой Екатерины для дальнего паломника открываются во всякое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

ОСТРОВА СПАСЕНИЯ

   Монастыри часто называют островами спасения среди бурных волн житейского моря. На одних таких "островах" издревле возрастают дивные вертограды, дающие изобильные плоды добродетелей и упокоивающие утомленных странников под спасительной прохладой ветвей молитвы. На других же - только закладывается новый чудный сад, но и там уже пробивается источник живой воды, у которого находят отдохновение истомившиеся по Небесному Отечеству души.
   Сегодня в России два монастыря носят имя Святой Великомученицы Екатерины: восстановленный из руин мужской в Московской епархии и новый женский - в Тверской.

Свято-Екатерининская мужская пустынь

   В декабре 2008 года исполнится 350 лет со дня основания Свято-Екатерининской мужской пустыни. Обитель эта была основана царем Алексеем Михайловичем в его подмосковных дворцовых землях, на месте чудесного явления ему Святой Великомученицы Екатерины. В XVII веке место, где стоит монастырь и где ныне раскинулся подмосковный город Видное, зеленело густыми лесами. Да и позднее, старожилы рассказывали, лес был настолько густой, что невозможно было сорвать грибы, растущие в зарослях по сторонам тропы. Царь Алексей Михайлович заботился о благоустроении обители, а хлебное и денежное жалование, так называемую ругу, насельники пустыни получали из Приказа Большого дворца. Через сто лет императрица Екатерина II не оставляла без внимания обитель, посвященную своей небесной покровительнице. В последние годы ее правления небольшая подмосковная пустынь бурно разрасталась. На территории был выстроен великолепный собор Святой Великомученицы Екатерины, обновлена надвратная церковь Святителя Димитрия Ростовского с колокольней, поставлены два келейных корпуса, и пустынь обнесена каменной оградой с четырьмя башнями по углам. Собор, увенчанный куполом с вызолоченной главой, был внушителен и наряден. Его, с южной и северной сторон, украшали классические портики с колоннами. Два широких крыльца о пяти ступенях вели внутрь храма. Особенно поражало внутреннее устройство собора, в нем один над другим были расположены два престола: нижний - во имя Святой Великомученицы Екатерины; и верхний, на хорах, над алтарем Екатерининской церкви - в честь Успения Божией Матери. Хоры и иконостасы собора были богато украшены резьбой и сплошь вызолочены, а стены убраны иконописными картинами.
Свято-Екатерининская мужская пустынь    Война 1812 года не причинила обители особого вреда. Ворвавшиеся в Екатерининскую пустынь "безбожники-французы" лишь постреляли немного по колоколам. Беда пришла позднее, в начале XX века. Первым пролил свою кровь в стенах обители игумен Мартирий, настоятель пустыни, убитый боевиками-максималистами из социал-революционеров 13 сентября 1908 года. После Октябрьского переворота Свято-Екатерининская пустынь, как и многие другие обители была разорена и закрыта. Правда, на некоторое время, до 1931 года, власти разрешили поселиться в ней монахиням, изгнанным из Красностокского Рождество-Богородичного монастыря. Служение в храме совершалось еще до 1934 года. А затем многострадальная Свято-Екатерининская обитель была превращена в тюрьму - спецобъект НКВД № 110, или по имени ближнего имения - Сухановка.
   Это была самая секретная пыточная тюрьма в стране, предназначенная в первую очередь для политических заключенных. Сотни и сотни "врагов народа", в числе которых и ученые, и дипломаты, и государственные деятели, и партийные функционеры, и даже студенты, были здесь зверски замучены и сожжены. В Екатерининском соборе был устроен крематорий.
   В 1991 году, по милости Божией, монастырь был возвращен верующим. Первая Божественная литургия в Екатерининском храме была совершена на Пасху 1992 года настоятелем, игуменом Тихоном. Сегодня обитель-мученица возрождается для новых подвигов и молитвенных трудов.

Свято-Екатерининский женский монастырь

Свято-Екатерининский женский монастырь    На слиянии двух рек: Волги-матушки, кормилицы, питавшей и питающей всю Россию, и Тверцы, на месте приходского храма в честь Великомученицы Екатерины, Божиим смотрением, в 1996 году возник Свято-Екатерининский женский монастырь.
   Упоминание о деревянном храме Великомученицы мы встречаем уже в 20-х годах XVII столетия: "На Затверецкой части на площади на перевозе храм Николая Чудотворца ветх, шатровой, да другой храм Троица, а в ней придел Рождества Иоанна Предтечи, да третий храм - Екатерина Христова мученица, а бывал де храм ружной, оба клецки, стоят пусты..." (выписка из тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева 1626 года).
   В 1684 году, когда храм Святителя Николая обветшал, вместо него в церкви Екатерины Мученицы был устроен теплый придел - Никольский. Позже, уже в 1730 году этот деревянный храм сгорел и был возобновлен в честь той же Святой. А в 1774 году было получено благословение на возведение каменной церкви.
Свято-Екатерининский монастырь в Твери    В архивных документах указано, что 500 рублей на строительство было пожаловано императрицей Екатериной II, прочие же деньги были сборные. В 1786 году строительство закончилось освящением центрального алтаря в честь Великомученицы Екатерины.
   Екатерининская церковь (1774-1786) принадлежит к ярким образцам стиля барокко на Тверской земле. Автор проекта неизвестен, но это был выдающийся зодчий. В этом памятнике барокко есть "половинчатость" - "одной ногой" она стоит в допетровском времени, другой - с огромным отставанием в середине XVIII века. Это очень ярко видно в трактовке четверика храма, граненной апсиды, и как прорыв, яркий контраст - барочно-легкий восьмерик.
   В 1806-1813 годах по проекту губернского архитектора Н. Н. Легранда строится еще один придел - Рождества Иоанна Предтечи, при этом колокольня вошла в объем трапезной.
   Церковь вместе с колокольней возвысилась заметной доминантой над всем районом, своеобразным маяком на Волге.
   Екатериниский храм, как и тысячи подобных ему, пережил десятилетия поругания и запустения. Почти триста лет возносились благоговейные молитвы на этом святом месте. В 1932 году последний настоятель храма протоиерей Николай был арестован и скончался в тюрьме. Похоронен он на Немецком кладбище в Твери. В день памяти Великомученицы Екатерины, 7 декабря 1989 года после долгих лет разрухи под сводами храма вновь зазвучали слова церковных молитв: был организован приход. На средства потомков настоятеля-новомученика была восстановлена разрушенная колокольня.
   В июне 1993 года при храме по благословению Высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского было открыто подворье древнего Вознесенского Оршина женского монастыря, возобновленного в 1992 году.
   А в 1996 году подворье было преобразовано в самостоятельный Свято-Екатерининскии женский монастырь. Настоятельницей новосозданной обители стала монахиня Иулиания.
   Сама Святая Великомученица Екатерина, паче всего земного возлюбившая Небесного Жениха, стала собирать к себе души, стремящиеся уневеститься Христу. Из летописи монастыря: "Сегодня сестры ночевали в храме. Проснулись, услышав высокий женский голос. Кто-то невидимый читал у праздничного аналоя с Трисвятого по Отче наш. Потом небесной красоты голос стал удаляться в сторону алтаря, и там затих... Рабочие, которые по ночам штукатурили церковь, рассказывали, что они слышали, как в храме совершалась незримая служба, раздавались возгласы священника и звучало ангельское пение".
   Святая Екатерина, посрамившая своей мудростью языческих философов, направляет к познанию Божественной истины всех тех, кто стремится ее обрести.
   Почти с самого открытия обители там появились воскресная школа для взрослых, богословские курсы для учителей, сестры начали преподавать Закон Божий в школах и детских садах.
   С 1998 года по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Виктора при монастыре были организованы четырехгодичные богословские курсы. Студенты изучают катехизис, литургику, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, церковнославянский язык, историю Церкви и России, нравственное, догматическое и сравнительное богословие, агиологию, патрологию, занимаются церковным пением. Открыта библиотека для студентов и прихожан.
   В обитель собрались насельницы, которые вместе со Святой Великомученицей Екатериной могут воскликнуть: "В воню мира Твоего умнаго истощеннаго теку, Женише мой".

ОПИСАНИЕ ИКОНЫ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
(Из книги "Византийские иконы Синая")

Святая Великомученица Екатерина    По всей видимости, именно эта икона являлась тем главным храмовым образом, который располагался в южной части алтаря Синайской базилики непосредственно перед мраморным саркофагом с мощами Святой Великомученицы Екатерины. В греческом описании Синая XVI века говорится: "Перед нею (гробницей) поставлена икона, изображающая лик мученицы. Это превосходное, тонко исполненное произведение живописи. К нему приделали унизанный каменьями золотой венец. Сверху висят пять золотых лампад, а спереди стоят бронзовые подсвечники со свечами; а вне этого неугасимая лампада, с которой по пятницам обмывают осадок" (Паисия Агиапостолита, митрополита Родского, описание Святой горы Синайской и ея окрестностей, в стихах, написанное в конце XVI века).
   Из описания ясно, что икона в интерьере Синайской базилики должна была восприниматься как сгусток света, поскольку имела больше светильников, чем сам алтарь. На образе концентрировалось внимание многочисленных паломников, пришедших поклониться чудотворным останкам прославленной Святой, непрерывно источавшим миро.
   В центральной части представлена Святая Екатерина в рост. Она облачена в костюм византийской императрицы, поскольку, согласно преданию, Екатерина была царского рода, дочерью правителя Кипра (по другим версиям Крита). Ее голову украшает корона в виде двойного венца с жемчужными подвесками. На красном (царском) одеянии возлежит драгоценный лор (Лор от лат. lorum - пояс, ремень у рыцарей - широкая и длинная полоса ткани, украшенная жемчугом, часть облачения византийских императоров; символизирует готовность к защите христианства), который, согласно дворцовому церемониалу, в дни больших праздников могли носить только император и императрица.
   В нижней части фигуры лор сложен таким образом, что создает форму щита. Эта щитообразная деталь с XI века получает широкое распространение в изображениях царственных святых жен. Она подчеркивала их роль как защитниц веры. Не случайно, на щите Святой Екатерины написан большой шестиконечный крест. Он находит смысловую параллель в мученическом кресте, который Великомученица держит в правой руке. Символически это также небесное оружие, дополнительную силу которому придает движение левой руки, раскрытой ладонью перед грудью в жесте молитвы и приятия благодати. При этом весь образ Великомученицы подобен драгоценной колонне. Представление Святой как столпа веры составляет основное значение иконы.
Икона св. Екатерины и ковчег с частичкой ее мощей    Главный образ окружен двенадцатью сценами на темы жития Святой, которое в конце X века было составлено Симеоном Метафрастом. В верхнем ряду изображены три сцены. Первым показано явление ангела Святой Екатерине, сопровожденное греческой надписью "Святая молится". Затем изображена Святая перед императором Максимином, который приносит жертвы идолам. Третья композиция представляет, как Святую ведут на допрос к императору. Сцены на правом поле посвящены состязанию Святой Екатерины с языческими философами, которых она победила в споре. Верхняя композиция надписана "Святая спорит", ниже - "Риторы склоняются к стопам святой", и под ней - сцена "Риторы в печи огненной", о страданиях философов, исповедавших Христа. На левом поле представлен рассказ о первых мучениях и обращении в христианство императрицы Августы и военачальника Порфирия (правителя Александрии). Сверху вниз в сценах читаются следующие греческие надписи: "Избиение святой", "Поклонение императрицы в темнице", "Святая говорит с императорским управителем". Нижнее поле посвящено последним событиям земной жизни. Вначале мужественное перенесение мучений - "Святая на колесе", в центре ряда - "Святая спорит" в последний раз с императором и в присутствии императрицы. И в последней сцене показана мученическая кончина - "Усекновение главы святой", где она показана вместе с обращенной в христианство императрицей.
   Состав житийного цикла позволяет сделать некоторые наблюдения. К примеру, поразительно отсутствие сцены перенесения мощей на гору Синай, о котором упоминается у Симеона Метафраста. По отношению к тексту жития нарушен порядок сцен. Явление ангела происходит после эпизода с жертвоприношением идолам, однако оно показывается первым. Видимо, иконописца вдохновляла зримая параллель со сценой "Благовещения", открывающей цикл двенадцати праздников. В задачу житийного цикла не входило строго историческое повествование и подробное описание событий. Изображения на полях являлись своеобразной "похвалой" Святой, сопоставимой с литургическими песнопениями в день церковного празднования (в IX веке Преподобный Феофан Никейский, известный христианский песнопевец, написал в честь Святой Великомученицы канон). В этих текстах отдельные эпизоды жития отбирались как иллюстрации наиболее важных качеств, за которые конкретный святой или святая должны быть прославляемы. Так, в синайской иконе подчеркивается царственность Святой Екатерины, ее исключительная мудрость, сила убеждения и стойкость к мучениям.
   Синайская икона "Святая Великомученица Екатерина с житием" вскоре после создания стала широко известна. Уже в середине XIII века она послужила образцом для итальянского живописца, создавшего алтарный образ Святой в Пизе. Принципиальное значение имел статус иконы как главного образа у гробницы Великомученицы, к которой стекались паломники, распространявшие славу Святой по всему христианскому миру.
Разработка и дизайн сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235