Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Записки Паломницы на Синай и Святую Землю
С 22 марта по 29 марта состоялась паломничество на Святую землю группы паломников храма Василия Блаженного во главе с настоятелем храма отцом Валерием Кореневым. Много лет я мечтала побывать здесь, соприкоснуться с многовековой историей, величайшими святынями.
Вечером 22 марта мы уже были на Синайском полуострове. Необыкновенное чувство переполняло нас. Эта земля действительно Свята есть.
С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя - святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: "Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие - дважды в неделю, иные - спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам".
В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.
Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский:
"На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принес полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна".
Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников.
До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора, где в "Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града" на 24 месте упоминается архиепископия "горы Синая"). В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто. В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.
Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты - Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда.
Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени: "За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету".
В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.
После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции.
Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана.
Храм Преображения Господня Вход в Храм Преображения Господня колодец где Моисей встретил Сепфору Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков
Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никофор, до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось. Такая обстановка способствовала разграблению собрания, в частности из монастыря был вывезен Синайский кодекс, один из древнейших текстов Библии.
К наиболее ценным манускриптам библиотеки монастыря относятся: двенадцать листов одного из древнейших текстов Библии, Синайского кодекса (IV век), который был вывезен из монастыря в Россию в 1829 году; Сирийский кодекс V века; десять листов унциального манускрипта VI века на греческом языке с текстом Евангелия от Матфея (Кодекс 074); греческое Евангелие 717 года (подарок монастырю византийского императора Феодосия (III); Синайский псалтырь (XI век) - древнейший псалтырь на славянском языке.
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.
В 2005 году было объявлено о строительстве в монастыре специального хранилища для этого собрания взамен книгохранилища.
В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительно духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками - это древнейшие иконы в мире.

Музей монастыря Монастырь святой Екатерины Куст Неопалимая Купина костница – здание, где хранятся останки монахов, проживавших ранее в монастыре. Богородица на троне, VII век Наша группа, прибыв в монастырь, была размещена  в монастырских кельях
Посадки монастыря Монастырская трапезная Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век
Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век, Апостол Петр VI век, Богородица на троне, VII век, Авгарь получает Нерукотворный образ от апостола Фаддея, конец Х века.
Наша группа, прибыв в монастырь, была размещена в монастырских кельях. После обеда мы побывали на вечернем богослужении и приложились к мощам святой Екатерины. Каждому паломнику монахи подарили серебряное колечко. Затем была проведена экскурсия по монастырю, в ходе которой мы побывали в музее и увидели удивительные святыни, описывавшиеся ранее. Преклонились и приложились месту, где растет куст Неопалимой Купины.
Также огромное впечатление произвела костница - здание, где хранятся останки монахов, проживавших ранее в монастыре. Там существует традиция: монаха хоронят, а по истечении определенного времени, косточки достают и складывают в этом здании.

о. Валерий молится в алтаре за свою паству Алтарь часовни Иоанна Лествичника Божественная Литургия в часовне Иоанна Лествичника Отец Валерий служил Литургию, мы пели На следующий день нам предстоял путь в часовню Иоанна Лествичника
Часовня Иоанна Лествичника. Часовня Иоанна Лествичника.
На следующий день нам предстоял путь в часовню Иоанна Лествичника, которая располагается рядом с пещерой, где сорок лет подвизался этот святой, где и был написан труд "Лествица".
Рано утром поднявшись, мы отправились в горы. Проводник указывал нам путь. Подходя к часовне, увидели силуэт женщины. Оказывается, почти десять лет здесь живет православная монахиня из Франции. Она купила здесь небольшой домик и так подвизается в уединении.
Батюшка открыл часовню, и началась служба. Никогда я не испытывала такого трепета. В нашей группе оказались певчие. Отец Валерий служил Литургию, мы пели. Это была неделя Иоанна Лествичника. Каждый ощущал его присутствие и помощь. Почти вся наша группа причастилась Святых Даров Христовых.

Рано утром поднявшись, мы отправились в горы. Проводник указывал нам путь. Со всех сторон нас окружали удивительные горы. Со всех сторон нас окружали удивительные горы. Пещерка Иоанна Лествичника Почти вся наша группа причастилась святых даров Христовых
Из Египта мы отправились в Израиль. Прошли таможенный контроль на арабо-израильской границе. Службы безопасности работают на высшем уровне во избежание терактов.
Нас уже ожидал автобус. Наш путь лежал в Иерусалим.
Иерусалим. Вход в храм Воскресения Христова
Многие православные паломники стремятся побывать на Святой Земле, чтобы своими глазами увидеть места, которые связаны с Земной жизнью Спасителя. Иерусалим в этом отношении - особый город. В нем произошли все наиболее значительные события из описанных в Евангелии: Тайная вечеря и предательство Иуды, Крестная смерть и Воскресение Иисуса Христа, Его Вознесение и сошествие на апостолов Святого Духа. В Иерусалиме, в Храме Воскресения Христова, или Гроба Господня, каждый год накануне православной Пасхи происходит величайшее чудо - схождения Благодатного огня, и счастлив тот христианин, кто оказался здесь в этот день.
Первые упоминания об этом непостижимом для человеческого ума явлении мы находим в трудах церковного историка Евсевия Кесарийского и святителя Григория Нисского, живших в IV веке. Но, по свидетельству апостолов, невещественный огонь осветил Гроб Господень уже при самом Воскресении Спасителя.
Иерусалим. Вход в храм Воскресения Христова
Император Константин Великий и его мать царица Елена над Голгофой, пещерой, где был положен Господь после снятия Его с Креста и садом, в котором Мария Магдалина увидела Воскресшего Учителя, воздвигли огромный храм. И каждый год в Великую Пятницу, перед сошествием Благодатного огня, в воспоминание страданий Христа Спасителя от Претории, где был заключен Сын Божий, до Храма Гроба Господня проходит крестный ход. Его возглавляет Иерусалимский Патриарх. Он возлагает на себя крест и шествует с ним на Голгофу. Патриарха сопровождает священство, а за ними следует множество народа - несколько тысяч. Эта людская река течет по узким иерусалимским улочкам, по пути Спасителя.
Путь на Голгофу - дорога к спасению.
Минуя Стефановы, или Гефсиманские врата, дорога ведет к Часовне Бичевания, принадлежащей католическому монастырю Сестер Сиона. Когда-то там, где она сейчас находится, стоял дом воинов римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь у столба они бичевали Христа. Внутри часовни - открытый алтарь, под ним на мраморном помосте - черный круг, отмечающий место, где пролилась кровь Спасителя.
На картах Иерусалима дорога, которой шел Господь, обозначена как Via Dolorosa, или, в переводе с латыни, - "Скорбный путь". Греческое название Крестного пути можно перевести как "Путь мученичества", или "Путь свидетельства".
Через некоторое время крестный ход приближается к Лифостротону (по-гречески - Каменный помост) - месту осуждения Иисуса Христа. Сюда из крепости Антония вышел Понтий Пилат, чтобы предать Сына Человеческого на суд толпы. Неподалеку видна арка, возле которой он, показывая народу иудейскому обагренного кровью Христа, произнес: "Се, Человек!". Здесь возбужденная толпа кричала Пилату: "Распни, распни Его!".
"Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 23-25).
Голгофа За престолом в православной греческой церкви Голгофы возвышается огромное распятие, по обеим сторонам которого находятся изображения Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Богослова
В подвале церкви католического монастыря Сестер Сиона находится темница, где Спаситель провел ночь перед казнью. В ней и сейчас холодно, темно и сыро. В углублении скалы - выдолбленная из камня скамья с двумя отверстиями. Ноги заключенного продевались в них и сковывались внизу цепью. Теперь здесь устроена часовня с образом "Спаситель во узах", именно отсюда и начинается Крестный путь Иисуса Христа.
Вот за поворотом узкой улочки участники крестного хода останавливаются у обломка большой колонны, обозначающей место первого падения Спасителя под тяжестью Своего Креста. Рядом находится небольшая часовня, принадлежащая Армянской Церкви.
По преданию, не успев походатайствовать за Него перед прокуратором, Пресвятая Богородица поспешила навстречу Христу кратчайшим путем - переулком, что выходил на дорогу, именуемую сейчас Via Dolorosa. Там, где теперь стоит небольшая Часовня Страданий Богоматери с барельефом, изображающим встречу Ее со Своим Сыном, Она увидела Его окровавленного и лишилась чувств.
А вот тут Спаситель, изнемогая, оперся о стену: на камне остался отпечаток Его руки. Тогда же произошла встреча Иисуса Христа с Симоном Киринейским:
"И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его" (Мф. 27, 31-32).
Немного далее, шагах в двадцати, стоит церковь, сооруженная на месте дома святой Вероники. По церковному преданию, когда Искупитель проходил мимо него, эта женщина, проникнувшись глубокой жалостью к Его страданиям, подошла к двигавшейся процессии и подала Ему свой плат. И когда Он отер им пот и кровь со Своего лица, на ткани осталось изображение Его лика. Ныне покрывало хранится в Римском соборе святого апостола Петра, а в этой церкви, по преданию, находится могила самой Вероники.
Примерно в ста шагах от храма, на перекрестке Via Dolorosa и оживленной торговой улицы, установлен столб. Это - место второго падения Спасителя под тяжестью Креста.
Шествие достигает Порога Судных Врат. Здесь в те давние времена преступнику последний раз объявляли приговор, после чего осужденный мог подойти к так называемой ступени синедриона и, если кто-нибудь из членов высшего иудейского суда высказывался в его защиту, казнь откладывалась. В 1859 году этот участок земли, в 70 шагах от Храма Гроба Господня, стал русским. Под руководством начальника Русской Духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) были проведены раскопки, и в результате между остатками городских ворот, блоками башни и частью городской стены эпохи Ирода Великого обнаружили плиты Порога Судных Врат. Именно по ним когда-то Иисус Христос шел к Лобному месту…
В 1896 году стараниями архимандрита Антонина и Императорского Православного Палестинского общества над этой святыней было возведено здание Александровского подворья с церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Тут же в каменной стене находится и знаменитое "игольное ушко" - прообраз входа в Царствие Небесное. В евангельские времена вход в Иерусалим был платным, и те, кто не хотел проходить через главные ворота за деньги, пробирались в город сквозь неохраняемое отверстие в стене - "игольное ушко", находившееся в нескольких метрах от входа. Так как оно было очень узкое и низкое, желающим воспользоваться им приходилось снимать с себя всю поклажу.
На стене греческого монастыря, мимо которого идет процессия, виден небольшой, потемневший от времени крест. Он отмечает место, где Иисус Христос, обернувшись к женщинам, следовавшим за Ним, сказал: "дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23, 28).
Там, где сейчас возведен коптский монастырь, Спаситель третий раз упал под тяжестью Креста. На этом самом месте, прямо возле входа в обитель, установлена римская колонна.
Еще несколько десятков шагов - и верующие подходят к Храму Воскресения (Гроба Господня). Сейчас под его куполом находится и Голгофа. Перед ними Святые Врата, у входа - три колоны белого и зеленого мрамора, одна из которых с расщелиной. В 1579 году, в Великую Субботу, когда турецкие власти не допустили Иерусалимского Патриарха ко Гробу Господню, Благодатный огонь был ниспослан ему в виде молнии, вышедшей из этой колонны.
Верующие во главе с Патриархом входят в Храм и по мраморной лестнице поднимаются на скалу Голгофу (по-арамейски, гулгалта, или гагулта - череп). Покрытая небольшим куполом, она включает в себя параллелепипед скалы и две часовни: греческую православную с северной стороны и католическую - с южной. После того, как крест, с которым шествовал Иерусалимский Первосвятитель по Крестному пути Спасителя, будет установлен, на греческом языке произносится проповедь. После этого священство покидает храм, а паломники остаются дожидаться схождения Благодатного огня.
Справа от греческой церкви расположен Алтарь Пригвождения ко Кресту с католическим престолом. Он установлен на том самом месте, где с Сына Человеческого сорвали одежды и пригвоздили Его ко Кресту.
Черными кругами на мраморном помосте Голгофы обозначены места, где стояли кресты разбойников.
"И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк., 23, 33-43).
За престолом в православной греческой церкви Голгофы возвышается огромное распятие, по обеим сторонам которого находятся изображения Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Богослова. Над распятием висят 14 лампад - дар православных царей. Под престолом серебряным чеканным окладом с изображением Страстей Христовых отмечено круглое отверстие, где стоял Крест Господень. Справа от престола видна расщелина скалы, появившаяся в тот момент, когда Спаситель испустил дух. "И вот, завеса в Храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли" (Мф. 27, 50-52).
Между греческим престолом Голгофы и приделом Пригвождения находится небольшой католический алтарь Stabat Mater, напоминающий о скорби Пресвятой Богородицы в час, когда тело Ее Сына сняли с Креста.
Под северной частью Голгофы, на месте могильной пещеры праотца нашего Адама, устроена небольшая часовня. По церковному преданию, кровь распятого Господа, струящаяся из пронзенного стражником ребра, стекала через расщелину в скале на череп Адама, смывая прародительный грех. Отсюда и появился обычай изображать под крестом Адамов череп.
Камень миропомазания Камень миропомазания Камень миропомазания
Спустившись с Голгофы, паломники возвращаются к входу в храм, где находится Камень миропомазания. На нем тайные ученики Христовы Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв с Креста Пречистое Тело Спасителя, помазали Его миром, обвили плащаницей и положили в новом гробе, "в котором еще никто не был положен" (Ин. 19, 41). При этом присутствовали, как сказано в Евангелии, кроме Божией Матери, Мария Магдалина, Мария Иосиева, и Саломия, мать сыновей Зеведеевых. То место, где они стояли, обозначено мраморной ротондой-часовней. В ней находится верхняя часть древней иконы Богородицы, названная "Скорбящая". В 1986 году на Страстной седмице во время вечернего богослужения араб-полицейский заметил исходящий от иконы свет и увидел, что изображенная на ней Божия Матерь открывает и закрывает глаза, из которых льются слезы. На следующий день Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Диодор (ныне покойный) отслужил перед святым образом молебен. И до сих пор многие паломники временами становятся свидетелями этого чуда, когда Скорбящая Богородица открывает глаза, источающие слезы и благовонное миро.
Вокруг всей соборной греческой церкви, занимающей половину Храма Гроба Господня, тянется галерея. Она заключает в себе приделы, посвященные воспоминаниям Страстей Христовых.
В греческом приделе Тернового венца, или Поругания, престол установлен на обломке гранитной скалы, к которой в претории воины привязали Христа для поругания.
Далее находится придел Разделения риз, принадлежащий Армянской Церкви.
"Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: "разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий". Так поступили воины" (Ин. 19, 23-24).
Рядом с ним - придел святого Лонгина Сотника, присутствовавшего при казни Спасителя, бывшего свидетелем всех знамений, происшедших после Его Крестной Смерти, и явления на третий день Ангела, отвалившего камень от дверей Гроба Господня.
"Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27, 54).
В отличие от остальных воинов, охранявших двери Гроба Господня, он не соблазнился подкупом первосвященников за лжесвидетельство, а исповедал веру во Христа Распятого и по приказу Понтия Пилата был обезглавлен. После своей смерти святой мученик Лонгин явился одной слепой вдовице и сказал ей, что если она обретет его голову, брошенную за стенами Иерусалима в мусор, и приложит к своим глазам, то прозреет. Так и случилось.
В греческой часовне Каменных Уз хранится древняя каменная плита, в отверстия которой, по преданию, были продеты и затем скованы ноги Спасителя в ночь перед казнью. Позади нее слева находится придел, чаще называемый Темницей Христовой: сюда Он был заключен вместе с двумя разбойниками в то время, когда устанавливали кресты для распятия. Здесь же Пресвятая Богородица увидела пригвожденного ко Кресту Своего Единородного Сына и вторично лишилась чувств. Так сбылось предреченное старцем Симеоном: "И Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).
В сорока шагах от Темницы Христовой, там, где, по преданию францисканцев, находилась Божия Матерь все то время, пока Спаситель был во Гробе, теперь католическая часовня Явления. Пресвятой Богородице первой Он явился после Своего Воскресения, отсюда и название часовни. В евангельские времена на этом месте был сад, в котором Воскресший Христос предстал пред святой Марией Магдалиной. Большой мраморный круг на полу часовни обозначает место, где стоял Спаситель, когда она увидела Его и услышала сказанные Им слова. "Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20, 17).

На подходе к Кувуклии Лампады над Кувуклией Купол над Кувуклией Кувуклия Кувуклия
Считается также, что спустя триста лет именно здесь епископ Иерусалимский Макарий и святая царица Елена в присутствии огромного числа людей возложили на умершего человека Животворящий Крест Господень, воскресивший усопшего.
Пройдя несколько шагов вперед, паломники подходят к Кувуклии Святого Гроба. Само слово "кувуклия" произошло от искаженного латинского diculum - опочивальня; кроме того, в Византии так называли царскую сокровищницу.
Перед входом в Святую Кувуклию стоит свеча с Благодатным огнем. Поднявшись на низкое мраморное крыльцо, оказываешься в часовне, или приделе Ангела, благовестившего Воскресение Христово. Здесь установлен мраморный куб, где хранится часть камня, которым был привален вход в Гроб Господень. Над ним висят пятнадцать неугасимых лампад, из которых пять принадлежат Греческой Православной Церкви, пять - Католической, четыре - Армянской и одна - Коптской Церкви.

Кувуклия Кувуклия Кувуклия Кувуклия Кувуклия
Вход в пещеру Святого Гроба низкий и узкий, поэтому все входят в него, склонившись в поклоне. Каменное ложе Спасителя скрыто под мраморной плитой. Над ним укреплены сорок три лампады, также принадлежащие разным Церквам - Православной, Католической, Армянской и Коптской. Под потолком по периметру высечен тропарь: "Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, Гроб Твой, источник нашего воскресения". Кувуклию день и ночь по очереди охраняют два греческих монаха.
Подземный храм святой равноапостольной царицы Елены находится между приделами Тернового венца и Разделения риз. Сюда со скалы Голгофы сбрасывали кресты и тела казненных. Через 326 лет здесь, среди двух других, был обретен и Животворящий Крест Господень. В южной стене главного алтаря церкви есть спуск еще ниже, на самое место обретения Креста. Там же, по преданию, была обретена и доска, на которой Пилат начертал: "Иисус Назорей, Царь Иудейский".
"Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал" (Ин. 19, 20 -22).
На следующий день, в Великую Субботу, в половине второго часа пополудни звон колоколов Иерусалимской Патриархии возвещает о начале крестного хода, возглавляемого Патриархом. Торжественное шествие с хоругвями и песнопениями направляется к Храму Воскресения Христова, чтобы принять от Господа Благодатный огонь. Войдя в собор, духовенство три раза обходит вокруг часовни над Гробом Господним и останавливается перед ее дверями.
Два архимандрита с иеродиаконами начинают разоблачать Патриарха, и он остается в одном подризнике. Полицейские, по традиции, тщательно осматривают его - нет ли у него с собой чего-нибудь, способного вызвать огонь, - затем в сопровождении митрополитов и архиереев Его Блаженство входит на помост перед Кувуклией. Накануне в храме были потушены все огни, двери Кувуклии и Гроба Господня запечатаны большими восковыми печатями. Полицейский офицер снимает печати, и, вместе с армянским епископом в полном облачении, Патриарх входит в часовню. Епископ остается в приделе Ангела, а Иерусалимский Первосвятитель, держа в руках два пучка свечей - по 33 в каждом, - заходит в пещеру.
Там, в полумраке, опустившись на колени перед Трехдневным ложем Спасителя, он возносит к Богу горячую молитву о даровании Святого света. Он молится за весь мир, за все Православные Церкви. Медленно текут минуты… И вот на мраморной плите, покрывающей ложе, появляются крохотные синие искорки. Они словно роса, и эту огненную, божественную росу, похожую на разноцветный бисер, Патриарх собирает особой губкой или ватой. От "росы", дающей удивительный "негорячий огонь", он зажигает свечи и лампаду и выходит с ними в придел Ангела. Через специальные отверстия Его Блаженство передает огонь в алтарь и гонцам, которые тут же отправляются с ним в другие города - Назарет, Вифлеем, в Лавру преподобного Саввы Освященного, монастыри, во все Православные Церкви.
Трудно передать, что творится в этот момент в самом храме. Паломники, которые в ожидании чуда провели здесь ночь, словно обретают второе дыхание. Нет усталости, голода, есть только одно всепоглощающее чувство радости приобщения к великому событию, свидетелями которого они стали. Кругом слышны крики, плач, молитвы…
На Голгофе сами собой вспыхивают лампады, у кого-то внезапно зажигаются свечи. В полумраке, который царит в храме, видны молнии, вспышки света, которые бьют из икон, из купола, отражаются на стенах. Они следуют одна за другой, очень быстро, на протяжении нескольких минут. Это - зримое проявление Божественной благодати… И, по словам тех, кто пережил незабываемые минуты лицезрения схождения Благодатного огня, они ясно чувствовали, что Сам Господь Иисус Христос тогда был здесь, рядом с ними. Все суетное, житейское в тот миг исчезло перед непостижимой тайной Святого света.
Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса! Слава Тебе, показавшему нам свет.

Из Иерусалима наш путь лежал в Вифлеем. В этом святом месте родился Иисус Христос.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Базилика Рождества Христова христианская церковь в Вифлееме, построенная над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.
Увеличить
Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались.
Современная базилика это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с мусульманского периода.
Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня - пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.
Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает, что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Базилика имеет пять нефов. После ее перестройки при императоре Юстиане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта - 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.
Храм построен из тесаного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн, выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.
Под полом базилики сохранилась византийская мозаика.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Переночевав в Вифлееме, на следующий день мы отправились в Назарет.
Назарет - город в Галилее, на севере Израиля. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа (из-за этого его называли "назарянином" или ?????? - "а-ноцри", то есть "житель города Нацерет").
В Назарете находится грот Благовещения, над которым построен крупнейший на Ближнем Востоке католический Храм Благовещения (1969), живописная православная церковь Архангела Гавриила и Святого источника над источником Девы Марии, а также многие другие христианские церкви.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
В окрестностях Назарета расположены национальный парк Сепфорис (древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и другие археологические достопримечательности) к западу от города, гора Фавор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Христос сотворил свое первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе.
Из Назарета наш путь лежал на Иордан.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Иордан вытекает у подножья горы Антиливана, из небольшого круглого озера Фиал. Эта священная река протекает по обширной и весьма плодоносной долине между крутыми скалистыми горами с севера к югу, проходит сквозь два озера - Самохонитское и Тивериадское, и впадет в Мертвое море.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Иордан очень извилист, берега его поросли ивняком и другими кустарниками, в этих кустарниках гнездятся бесчисленные стаи диких уток, аистов, стрижей и др. пернатых, встречаются и дикие звери: кабаны, шакалы, тигры и др. Вода иорданская летом прозрачна, а осенью, зимой и весною мутна, она очень приятна на вкус и изобилует рыбой. Ширина реки не более десяти сажен, а глубина около сажени, впрочем, зимой от частых дождей Иордан выступает из берегов и затопляет окрестную равнину на полверсты и больше.
Много священных воспоминаний соединяется с именем Иордана. Много знаменательных событий, и умилительных, и грозных, совершилось на его берегах. Здесь процветали некогда богатые и роскошные, но и преступные города Содом и Гоморра с другими тремя городами. Окрестности этих городов были, по выражению книги Бытия, прекрасны, как Рай Божий. Здесь, в этих городах, жил благочестивый племянник Авраама, Лот, пока гнев Божий не истребил грешных городов за их беспримерный разврат и нечестие. И вот, на месте прекраснейшей долины с роскошными садами и богатыми городами теперь широко расстилается Мертвое море, вполне заслуживающее такое имя, потому что ни одно животное не живет на его пустынных берегах, ни один араб не ставит тут своего шатра, и ни одна рыба не может жить в его мертвых водах... Воистину, страшен во гневе Своем Господь, праведный Судия! Но обратимся к более отрадным воспоминаниям. С одним дорожным посохом переходил некогда священную реку патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию. Но через несколько лет он возвращался к отцу через тот же Иордан уже с многочисленным семейством, с множеством рабов и большими стадами скота. Так благословляет Бог Своих избранников, которые предают себя всецело благому водительству Его Святого Промысла. Когда евреи возвращались из Египта, "вода Иордана текущая сверху, остановилась и стала стеной, а текущая в море соленая ушла и иссякла. Все сыны Израилевы переходили по суше, и только тогда, когда священники, несшие Ковчег Завета Господня, вышли из Иордана, вода устремилась по своему руслу, пошла как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих" (1 Нав. 3; 15-17. 4; 18). Так, самая неразумная природа повинуется и служит рабам Божиим, когда они сами неуклонно исполняют волю Божию! На берегах Иордана судьи народа Божия Аод, Гедеон и Иеффеай побеждали врагов Израиля - моавитян, мадиамитян и др. Чрез Иордан чудесно переходили посуху великие пророки израильские Илия и Елиссей; по слову пророка Елиссея в волны иорданские семь раз окунался прокаженный полководец сирийский Нееман, и, по молитве пророка, "обновилось тело его, как тело малого ребенка, и он очистился от проказы". Не тоже ли было и с каждым из нас, когда мы трижды погружаемы были в святую купель Крещения, в этот духовный наш Иордан, и очистились в ней от проказы греха, в котором родились на свет Божий? Но, увы! С той поры сколько новой нечистоты накопилось на наших грешных душах! Для омовения ее есть еще купель, но уже не Иорданской воды, а чистых слез покаяния. Но где, как не на тех же священных берегах Иордана, впервые раздалась строгая, но в тоже время и утешительная проповедь Предтечи Христова - "покайтеся!" Где, как не в пустыне Иорданской, этот "глас Словесе, светильник Света, денница Солнца" (как величает его Святая Церковь) всем возопил людям, что пришел Христос Избавитель мира и Агнец Божий, что приблизились к людям желанные дни благодатного Царствия Христова? О, какое чудное зрелище представляли тогда берега Иордана, оглашаемые проповедью Иоанна, сына Захарина! Отовсюду, со всех концов Иудеи и Галилеи, и из-за иорданских стран стекались к нему люди всех званий и состояний и исповедовали перед ним грехи свои, и принимали от руки его крещение... Были тут и гордые фарисеи, которые думали спастись только за то, что они потомки Авраама, но которых Предтеча Христов беспощадно обличал в лицемерии и лукавстве, угрожая страхом грозного Суда Божиего; были тут и смиренные мытари, которых он поучал бескорыстию и любви к ближним; были здесь и воины, которым он внушал никого не обижать, не клеветать, довольствоваться тем, что имеют. "Я крещу вас водою, - вещал Предтеча народу израильскому, - но идет за мною Тот, Кто сильнее меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...". Но вот является к Иоанну и Тот, о Ком он предвозвещал, Сам Господь наш Иисус Христос. Вот Он, "одеваяй небо облаки, одеяйся светом яко ризою", как человек, совлекает с себя одежды и погружается в волны Иордана, освящая Собою водное естество... Вот с небес гремит глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих!"
Увеличить Увеличить
Пропев тропарь Крещения Господня, наша группа совершила омовение в водах Иорданских.
Необыкновенное чувство переполняло нас.
Наше паломничество подходило к завершению. Необходимо было еще добраться до Египта, так как рано утром вылетали в Ростов-на-Дону.
Хочется поблагодарить нашего батюшку Валерия за организацию такой великолепной поездки, за ваше терпение, внимание и заботу о каждом.
Все было продумано до мелочей. Низкий Вам поклон.

Гонтарюк Л.В.