Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
"Свет тихий дней святых..."
Раньше в России никто не отмечал Нового года. Попросту не было такого праздника. На это время приходились самые ответственные дни поста и усиленной молитвы: православные готовились достойно встретить Рождество Христово. В Сочельник всей семьёй спешили на Божественную литургию, вечером после появления первой звезды усаживались за праздничный стол - разговлялись. Назавтра наступали святки, а там рукой подать и до Крещения Господня. Такая радость была! Незабываемые впечатления русской зимы с особой силой переданы И.С. Шмелёвым в изумительной по ясности высокого духовного чувства книге "Лето Господне". Запечатлён весь уклад патриархальной московской жизни.
Православные обычаи с тех пор не переменились, но ХХ век сильно повлиял на общественное сознание, и сегодня мало кто придерживается тех дедовских уставов. А ведь как хорошо иногда бывает вспомнить, открыть заново...
Христос Спаситель родился в 748 году от основания Рима, в правление императора Августа. Евангелист Лука говорит, что Дева Мария и обручник Её Иосиф направились в город Вифлеем на перепись населения. Они происходили из иудейского племени, из рода царя Давида, и по правилам должны были пройти перепись у себя на родине. В городе была масса народа, и единственная гостиница оказалась занята. Иосиф и Мария, как люди скромного достатка, не могли найти себе другого пристанища и разместились на ночлег в пещере, куда пастухи загоняли скот. В этом месте и произошло рождение младенца Иисуса. Мария спеленала новорожденного, положила его в ясли.
Тем временем пастухам, которые пасли стадо на поле восточнее Вифлеема, являются светлые небожители ангелы. Они возвещают, что в городе родился Мессия, Спаситель, и связывают Его рождение с божественной славой, которая отныне является людям, с миром и благоволением всему роду человеческому. Пастухи находят пещеру и поклоняются младенцу. Вслед за ними пришли волхвы - восточные мудрецы, узнавшие о Рождестве Христовом по появлению в небе необычной звезды, которая и привела их к пещере.
Иудейский народ ожидал своего подлинного Царя. Пророчество сбылось, и правитель Ирод решил, что это угрожает его власти. Он направил в Вифлеем войско - уничтожить всех младенцев мужского пола моложе двухлетнего возраста, чтобы среди них оказался будущий Царь Иудейский. Так Ирод, чьё злодейское имя стало с тех пор нарицательным, хотел избавиться от возможного конкурента.
Простые пастухи от доброты сердца, чистым нравственным чувством и мудрые волхвы глубиною знаний приняли новорожденного Христа. Ирод дрожал за своё благополучие и замышлял массовое убийство невинных детей, первых святых мучеников новозаветного времени.
Иосиф во сне получает от Бога повеление с Марией и младенцем бежать от опасности в Египет. Лишь по смерти Ирода Святое Семейство вернулось в Палестину, чтобы поселиться в небольшом городе Назарете.
Такая история связана с Рождеством Христа Спасителя.
Не сохранилось сведений о точной дате Его рождения. 7 января (25 декабря) - символический день, который празднуют христиане всего мира, - следует после зимнего солнцестояния. Начинает отступать ночь, как бы рождается солнце нового года. Христиане празднуют Рождество в этот день для того, чтобы всему миру сказать, что единственным солнцем правды, открывающим познание истины, дающим людям спасение, является Иисус Христос, истинный Бог.
На Западе отмечают 25 декабря по так называемому новому (григорианскому) календарю. Разница с юлианским летоисчислением, по которому со дня своего основания в I веке живёт Православная Церковь, составляет 13 дней. Поэтому по новому стилю в Россию Рождество приходит 7 января.
С 8 по 17 января - святые дни, или святки. Это время особой радости, торжественного продолжения праздника Рождества. Раньше было принято приходить в гости к родным и близким с пением рождественских песен. Многие помнят об этой традиции и сегодня. В народе такие посещения именуются "славлением Христа", или "калядованием".

Рождество Рождество Рождество Рождество
Рождество Рождество Рождество Рождество
В древности христиане отмечали праздники Рождества и Крещения Господня в один день под общим названием Богоявления. Вот уже много веков праздники разделены, и сегодня Крещение наступает 19 января. В память о том, что воды Иордана, когда в них вошёл Спаситель, очистились - освятились, в сам праздник и накануне, в крещенский сочельник, за богослужением тоже освящается вода. Крещенская вода - особая святыня, обладающая чудодейственной силой. Православные люди пьют её в течение всего года, потому что она является благодатным средством для исцеления болезней, освящения пищи и других предметов. Каждый из нас может ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею своё жилище или рабочее помещение. Это призывает на дом особую благодать Божию, оздоровляет, говоря образно, внутреннюю духовную атмосферу.
Евангельское повествование о времени общественного служения Христа Спасителя начинается именно с Крещения, которое в хронологическом и смысловом отношении тесно связано с именем пророка Иоанна.
Он был ровесником Христа, его отец - ветхозаветный священник Захария, а мать - родственница Пресвятой Девы Марии Елизавета. Иоанн рано ушёл в иудейскую пустыню и жил там как подвижник, аскет. Имел одежду из верблюжьей шкуры и питался саранчой и диким мёдом - тем, что давала скудная природа. Знаменит он был, прежде всего, своей удивительной проповедью.
Святой обращался к тогдашнему иудейскому обществу с пламенным призывом к покаянию. Тысячи людей отправлялись на берега Иордана, чтобы слышать его слово. В знак чистосердечного раскаяния в своих грехах народ принимал крещение. Это было омовение в реке - от греческого baptizo (погружаю) - как символ избавления человека от духовной нечистоты.
Некоторые люди полагали, что Иоанн не только праведник и пророк, но и Мессия. Они прямо его об этом спрашивали. Святой отвечал, что он не Спаситель, но глас, вопиющий в пустыне: "Уготовайте путь Господу!". Иоанн смягчал жестокие сердца, помогал людям переосмыслить свою жизнь, тем самым готовя их к будущей проповеди Сына Божия. Поэтому Иоанн именуется не только Крестителем, но и Предтечей Христа.
Иисус приходит к Иордану вместе с другими людьми, но Иоанн ясно видит, что перед ним не обычный человек. Он говорит Спасителю: "Ты просишь у меня крещения, а ведь я даже не достоин развязать ремень Твоей обуви", - и слышит ответ: "Так нам надлежит исполнить всякую правду", - то есть сделай то, что должен. Спаситель крестится в водах реки.
В этот момент происходит нечто необычайное. Иоанн своим духовным взором видит, как разверзаются небеса и Дух Божий в виде голубя сходит на Иисуса. Пророк слышит голос Бога Отца: "Вот Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение". Мы имеем здесь новозаветное откровение о Боге Троице, едином по существу и тройственном в лицах, - Богоявление.
Есть и ещё очень важное содержательное измерение в этом празднике. Ведь Господь предстаёт перед нами как простой человек, один из многих. О чём говорит этот факт? Богоявление на реке Иордан открывает тайну воплощённого Сына Божия Иисуса Христа, Который есть Второе Лицо Святой Троицы и одновременно Человек. Причём так гармонично сочетаются в Нём эти два начала, что божественное, будучи неизмеримо богаче и сильнее, не подавляет человеческого. Две природы пребывают в единой Богочеловеческой личности Иисуса Христа неслитно и одновременно нераздельно.
Но вот вопрос: зачем Сыну Божьему надо было смешаться с грешными людьми, отождествив себя с самым убогим и заблудшим? Кажется, что это бессмысленно. Вместе с тем именно этот поступок Спасителя свидетельствует о цели, ради которой Он вочеловечился, - победить смерть, взяв на себя грехи всего мира, искупить их, исцелить боль.
Люди видят божественную природу, но через человеческий облик Иисуса Христа. Как это перекликается с темой Рождества! Там он появляется на свет в пастушьей пещере, а здесь делает первый шаг навстречу людям, идёт к ним со своей спасительной миссией опять не во славе, а в толпе кающихся грешников.
Безгрешный принимает крещение покаяния. Так закономерно начинается Его общественное служение. В православии покаяние особенно важно для религиозной жизни, а точнее - вообще для полноты человеческого бытия. Искренне кающийся способен жить по совести, по чести, безо лжи и зависти. Такого не загадаешь к Новому году, но тихий свет святых дней сопровождает нас в дальней дороге - вслед за звездой Рождества навстречу иорданскому потоку.