Храм Василия Блаженного в г. Волгодонске
Православие Волгодонска
В начало Задать вопрос священнику Библиотека Церковь и общество Архив
Храм Божий - Небесный островок на грешной земле



ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ИСТОРИЯ ХРАМА
СОБЫТИЯ ПРИХОДА
ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
ПОКЛОНЕНИЕ МОЩАМ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
Великомученик Димитрий Солунский    При встрече святыни в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Алексий в Первосвятительском слове к присутствующим сказал: "Когда были обретены святые мощи великомученика, они источали святое миро, поэтому вмч. Димитрия часто называют Димитрием Мироточивым. Сегодня мы во время молебного пения и все дни, пока святыня пребывает с нами, будем молиться, чтобы св. вмч. Димитрий Солунский своими молитвами укреплял нас в вере Христовой и следовании святому Евангелию. Чтобы каждый из нас не только хранил в себе дух христианина, но и по жизни своей был последователем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа."
   По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Святыня пребывала в Ставропольской и Владикавказской епархии с 12 по 15 ноября.
   12 ноября мощи были принесены в 4-х Престольный Покровский собор города Минеральные Воды. Главный Престол собора освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Левый Престол, где находятся святые мощи почитаемого на Кавказе святого Феодосия Кавказского, освящен в честь святого преподобного Сергия Радонежского. Правый - в честь мч. Иоанна Воина. Нижний Престол Храма освящен в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Доставленные мощи святого великомученика Димитрия Солунского из Греции в Москву 5 ноября 2008г.    Группа паломников из Волгодонска, прихожан разных храмов, прибыли в Минеральные Воды рано утром, и, с открытием Храма, заказав требы, отслужили Акафист св. прп. Феодосию Кавказскому, поклонились его святым мощам.
   Во второй половине дня торжественно с молитвенным пением мощи святого встречали 65 священников, представители православных церквей, несколько тысяч паломников из разных городов России. Ковчег с мощами разместили на центральном аналое Храма для поклонения верующих.
   Перед молебным пением св. вмч. Димитрию Солунскому к православным, собравшимся в храме и за его пределами, обратился с речью Владыка Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский. Он напомнил факты из жизни святого великомученика Димитрия Солунского, пострадавшего за Христа в 306 году. Этот святой ревностно проповедовал Слово Божие и призывал людей отказаться от поклонения идолам и верить в Господа и Спасителя. Императором Максимилианом он был брошен в темницу, где мученически страдал. Находясь в темнице св. вмч. Димитрий укрепил в вере св. Нестора исповедовать Христа до смерти.
Доставленные мощи святого великомученика Димитрия Солунского из Греции в Москву 5 ноября 2008г.    Владыка Феофан призвал верующих подходить к святым мощам благоговейно, с почтением.
   "Принесение святых мощей в ту или иную местность всегда считалось особым благословением Божьим, - сказал владыка Феофан, - и хотелось бы, чтобы как можно больше людей, с детьми пришли поклониться святым мощам, дабы получить по молитвам святого великомученика Димитрия Солунского благословение…"
   Все волгодонские паломники сердечно благодарны за возможность поклониться мощам прославленных святых. После нескольких часов стояния в очереди к храму, люди ощутили благословение и духовную помощь святых угодников Божьих.

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.

Доставленные мощи святого великомученика Димитрия Солунского из Греции в Москву 5 ноября 2008г.    Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: "Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и исходит отсюда, сделавшись иным человеком".
   Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память.
   Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.
   С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…".
Доставленные мощи святого великомученика Димитрия Солунского из Греции в Москву 5 ноября 2008г.    Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что "на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен" (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: "Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву".
   Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. "Мощи твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих",- читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления.
   Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти - такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего Сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества.
   Но Христос есть Глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: 1 Кор. 3, 16).
   "Как огонь входит во все поры раскаленного железа,- говорит преподобный Макарий Египетский,- так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос - плотоносный Бог, а святые - богоносные или духоносные люди". Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Но благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Мертвые святые, говорит преподобный Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. Иоанн Златоуст говорит: "Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию".
   Из предыдущего ясно, что почитание останков святых в верованиях Церкви не случайно, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей.
   Таким образом, наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих.
   Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е. Е. Голубинский говорит: "Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений - или еще при жизни, или по смерти". Но, принимая на себя право при наличности чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.
Р.Б. Александра
Разработка и дизайн сайта Virus77. e-mail: virus77@pisem.net ICQ 345258235